Платная парковка без плана — деньги за воздух
Почему платные парковки без системного подхода ни к чему хорошему не приведут
Есть в томском транспорте две вещи, которыми городские власти готовы заниматься снова и снова. Первое — это внедрение транспортной карты. Уже более 10 лет над этой задачей бьются лучшие томские умы, но никак не получается. Второе — это внедрение платных парковок.
Как и многое в муниципальном управлении, эта история развивается волнообразно. Запускается очередной цикл чаще всего через поручение проработать этот вопрос профильному департаменту. Департамент что-то там прорабатывает, и через несколько месяцев приходят новости о том, что это нецелесообразно или вообще нарушает конституционные права граждан.
Всего я насчитал три парковочные волны. Первая началась в 2013 году с разработки методологии расчета стоимости парковки. Вторая — в 2016-м, когда Иван Кляйн поручил проработать этот вопрос районным администрациям. Тогда тоже не получилось. Третья волна также была инициирована Иваном Григорьевичем в 2018 году и ограничивалась лишь территориями возле мэрии и городской думы. На это уже было получено абсолютно гениальное заключение от областной думы, а именно: от комитета по законодательству, государственному устройству и безопасности. Ну а кому еще заниматься вопросами транспорта, как не этому комитету? Тогда территории возле мэрии и гордумы отнесли к социально значимым (что бы это ни значило).
Несколько дней назад к этой теме снова вернулись. Непонятно, что послужило мотивацией на сей раз. В новости упоминались некие концессионеры, возможно, поэтому и была запущена новая, уже четвертая волна.
Пока комитет областной думы молчит, давайте попробуем поразмышлять о том, для чего вообще нужны платные парковки и почему новая волна имеет большие шансы разбиться о рифы томской действительности.
Если спросить у томичей, что такое, по их мнению, платная парковка и для чего она нужна, спектр ответов получится широкий. «Плата за воздух и попытка обобрать и без того нищее население» — с одной стороны, и «безусловное благо, скорее бы все парковки в городе платными сделать» — с другой — будут двумя полюсами этого спектра. Где же истина и какого мнения придерживаются томские власти — это очень интересный вопрос.
Чтобы ответить на него, нужно начать с основ городской мобильности. Это целый комплекс (дорожная сеть, организация движения по ней, системы пассажироперевозок и т.д.) который служит одной цели: обеспечить перемещение в городском пространстве людей, товаров и услуг. Перемещаться по городу можно по-разному. Пешком, на велосипеде/самокате, на общественном транспорте, на такси или на личном автомобиле. Соотношение способов передвижения называется модальным распределением.
Текущее модальное распределение можно назвать равновесной точкой транспортной системы. По большому счету вся транспортная политика города заключается в управлении этим соотношением и сдвигом равновесной точки в сторону оптимального использования городских ресурсов.
В ходе реализации транспортной политики мы управляем модальным распределением. Исходя из этой логики, платная парковка — это инструмент, который служит для уменьшения доли передвигающихся на личных автомобилях. Инструмент не единственный. И, прямо скажем, довольно радикальный. Радикальнее него, пожалуй, лишь платный въезд в центр города или прямые запреты на пользование автомобилем (например, по четным/нечетным дням).
Понимает ли муниципалитет роль платной парковки в городской транспортной политике? Скорее всего, понимает. В конце концов, это лежит на поверхности. Есть ли понимание, что платная парковка — это лишь часть из доступного инструментария для управления транспортным спросом? Скорее нет, чем да.
Потому что в городе до сих пор нет комплексного плана развития транспортной системы, где каждому инструменту было бы отведено свое место. Потому что, если разные инструменты применяются бессистемно, наступает хаос.
Представим, что эта инициатива все-таки будет доведена до реализации и в Томске появятся шесть участков с платной парковкой.
Прежде всего возникнет вопрос: а альтернатива-то какая? Вы ввели платную парковку и ожидаете, что водители пересядут со своих автомобилей куда? В те самые ПАЗы, от которых эти водители бежали как от страшного сна, когда покупали автомобиль? Или вы не ожидаете, что люди станут меньше ездить на своих машинах, и назначите цену за час, посильную для большинства? Ну тогда правы те, кто считает платную парковку налогом на воздух. С тем же успехом можно транспортный налог повысить, если хотим бюджет наполнить. Там намного проще все это дело контролировать, никаких концессионеров не нужно.
А что будет с теми зонами, которые останутся бесплатными? Логично предположить, что именно туда направятся машины из платных зон, переполняя уже и эти зоны. На общественный транспорт ведь почти никто не пересядет. В выигрыше в результате окажется бюджет, концессионеры. А томичи как?
Вопросов очень много. Чтобы ответить на них, мы должны четко понимать, чего хотим добиться. И потом уже планировать конкретные шаги. Может быть, вообще никаких проблем с парковками в Томске нет. Или их можно решить через более строгое администрирование нарушений. Ведь никто не считал, какой у нас сегодня спрос на места в центре города, как он изменится через пять лет, какие есть резервы для увеличения емкости парковочных мест, нужно ли это делать (не закупорит ли это уличную сеть).
Все это необходимо сперва продумать, посчитать, смоделировать, спрогнозировать, обсудить с жителями, закрепить в документах стратегического планирования. И только потом что-то начинать реализовывать.
Без системности в управлении транспортной системой введение платной парковки не приблизит нас к достижению транспортной нирваны, а лишь добавит новую точку напряженности. А их сегодня и так перебор.
Но, возможно, я расстраиваюсь раньше времени. И эта волна через полгодика спадет до следующего обострения.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора