23 ноября, суббота
-12°$ 102,58
Прочтений: 5317

Пешеходные улицы в Томске — возможность, которую нельзя упускать

О планах сделать улицу Усова частично пешеходной

Пешеходные улицы в Томске — возможность, которую нельзя упускать
Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Недавно появилась новость о том, что власти города планируют в качестве эксперимента перекрыть небольшую часть автодвижения на улице Усова, чтобы сделать ее на какое-то время пешеходной. Идея интересная, но есть ряд вопросов к тому, как это преподносится жителям города: какие цели несет эксперимент, почему именно улица Усова, зачем вообще перекрывать автомобильное движение, которое годами там существовало?

Для Томска решение закрыть даже небольшую часть улицы — нонсенс и шок. Такой практики у города по факту не было. Праздники мы не считаем, так как они вне данной истории. В случае с Усова власти предлагают закрыть часть улицы вне какого-то праздника. Просто так. Вроде как для людей. Ради благих намерений. Или не так?


Речь идет об участке от улицы Вершинина до проспекта Ленина. Однако возможен и вариант организации пешеходной зоны от Белинского до Ленина

Сама по себе ситуация, когда автомобильная улица на короткое время превращается в пешеходную зону, в российских городах еще пока редкость. Но уже внедряются такие практики, например, в Челябинске, Красноярске, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Выборге, Калининграде.

Превращение автомобильных улиц в пешеходные, пусть даже временное, — это очень хорошая практика по нескольким причинам:

  • Горожане смогут иначе посмотреть на привычную для них улицу. Поменять ракурс восприятия. Вспомните свои ощущения, когда вы идете, например, по проспекту Ленина во время шествия 9 Мая. Ощущения совсем другие, улица открывается с другой стороны, фасады зданий начинают играть иначе, в целом город становится свободнее.

  • Жители соседних домов смогут немного отдохнуть от шума дороги и пыли, которую она производит. Возможно, они удивятся тишине, которая вообще может быть за их окнами. Возможно, они впервые выйдут на соседние улицы именно с целью простой прогулки — посмотреть, что происходит, побродить, освоиться. Само по себе это необычное и уникальное событие в их повседневной жизни.

  • И горожане, и власти города смогут проверить, способна ли эта часть улицы (или другая, если выберут иную) вообще на что-то большее, чем просто транзит машин. Возможно, в будущем появятся идеи и мысли по поводу новых проектов.

  • Возможно, через какое-то время часть улицы навсегда станет пешеходной и будет уникальным достопримечательным местом для прогулок. Это ключевой и очень важный момент для города в целом.

  • Постоянная пешеходная улица становится одним из главных активов города. Тем, что называется — достопримечательность. Это та точка притяжения, которая работает уже на город, его экономику, рост туристической привлекательности, покупательской способности в конкретных местах на этой улице, местом встреч различных социальных групп, общения, тусовок, прогулок, вовлечения нового бизнеса, брендов, которые заезжают в город, которые выбирают места под магазины, компании, которые выбирают места под офисы поблизости.

Давайте вместе представим такой исход. Перекрытие улицы Усова в теории может привести к тому, что через несколько лет ее полностью перестроят в пешеходную зону, обустроят прогулочные зоны, установят качели, создадут дополнительные скверы, высадят разнообразные деревья и кустарники и так далее. Параллельно эта улица попадает под внедряемый в городе дизайн-код. Улицу начинают активно облагораживать, убирают всю незаконную рекламу, она становится эстетически чистой и аккуратной. Становится одной из тех томских улиц, куда хочется приехать, пройтись, погулять, жить рядом.

То есть то место, где сейчас проходит транзит машин с одной стороны, а с другой стоят буквально заброшенные и умирающие здания (по правую часть от Усова, которая почти вся завалена «рыночной рекламой»). Эта территория может превратиться в привлекательное место как для жителей этого района, так и для жителей города в целом.

Помечтали и возвращаемся в реальность. В случае с предложением сделать пешеходной часть именно на части улицы Усова возникает несколько вопросов.
Во-первых, заявлялось, что улицу сделают пешеходной в «качестве эксперимента». Но не описана суть эксперимента, его цели и задачи. Что хотят проверить и какие результаты считать положительными или отрицательными?

Во-вторых, в новости о перекрытии улицы нет ни слова о том, что будет на этой улице происходить в дни, когда она станет пешеходной. Будет ли вовлекаться бизнес: кафе, магазины, студии, мобильные закусочные, будут ли выноситься на улицу столики и стулья, чтобы прохожие могли посидеть и отдохнуть за ними?

Нет понимания, в каком контексте эта улица вообще будет работать, кроме того, что она станет пешеходной.

Нет понимания в том, будут ли заранее оповещены жители соседних домов. Необходимо заранее доступно и ясно объяснить жителям, что будет происходить в дни перекрытия, какие есть альтернативные пути проездов, какие есть дополнительные решения их вопросов доступа к дому, подъезду, как будет ездить общественный транспорт, и тому подобное.

То есть нужно выстроить заранее спланированный диалог, чтобы избежать конфликтных ситуаций и неудобств.

Хороший пример того, как власти подходят к временной трансформации улицы, есть в Красноярске. В сюжете местного канала доступно объясняются все детали и нюансы работы с бизнесом, населением города и соседними домами.

Еще один вопрос, который возник у многих: почему именно Усова попала под эксперимент? У меня ответа нет, но есть домыслы. Возможно, ввиду того, что эта улица уже начала немного преображаться: в прошлом году открыли новый сквер, она достаточно живая, там много студентов, ряд кафе, закусочных.

Есть опасения, что студенты на лето уедут из города и улица опустеет. Но вряд ли уедут 100 % всех студентов. Какая-то часть точно всегда остается. Опять же, помимо студентов есть и все остальные жители.

В любом случае новость о том, что Томск задумался о таком эксперименте, — это новость положительная. Другой вопрос, что необходимо теперь эту идею начать детально прорабатывать, подходить к ней с разных сторон, аккуратно и постепенно внедрять и экспериментировать. Возможно, будут ошибки, и это нормально — это новый опыт для города. Но в перспективе Томск может получить ряд ценных достопримечательных прогулочных зон, которых ему сейчас очень и очень не хватает.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Смотрите также

Комментарии