25 ноября, понедельник
-2°$ 102,58
Прочтений: 8105

Мой дом — моя крепость?

Когда пристав стучится в твою дверь...

Мой дом — моя крепость?
Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Бывало, сидишь дома на диване, смотришь сериал по первому каналу, пьешь чай с пряниками... И вдруг, откуда ни возьмись — судебные приставы-исполнители, как снег на голову в начале мая. Откройте, мол, дверь, будем совершать исполнительные действия. Ты думаешь: нет, не дождетесь! И вообще меня дома нет. А утром срываешь с двери объявление типа «Приходите в гости, ждем три дня, иначе мы снова к вам. И зайдем без вашего согласия, и опишем все без вашего участия». Это, конечно, лирика. В реальности все немножко по-другому, и обстоятельства могут быть иные.

В апреле этого года томские приставы сообщили СМИ о том, что опробуют новый инструмент работы по взысканию долгов с жителей Томской области. А именно: на дверях квартир должников будут оставлять наклейку с информацией, что в случае неявки к судебному приставу в течение трех дней жилье будет вскрыто для описания имущества. То есть приставы-исполнители войдут в квартиру должника без его согласия.

«Как же так? А неприкосновенность жилища? А охрана частной собственности? Это же нарушение конституционных прав человека и гражданина!» — возмущаются недовольные граждане.

Действительно, по Конституции РФ, жилище неприкосновенно, а право частной собственности охраняется законом. Что же получается, приставы нарушают Конституцию?

Во-первых, это какими же смелыми госслужащими надо быть, чтобы так откровенно игнорировать Основной закон. Да еще и СМИ рассказывать об этом. Во-вторых, «вдруг» и «просто так» ничего не бывает — на все есть свои причины. А в некоторых случаях, еще и правовые основания.

Как следует из закона «О судебных приставах», их требования обязательны для всех и на всей территории нашей страны (статья 14). Судебный пристав-исполнитель имеет право входить в помещения должников, осматривать и при необходимости — вскрывать эти помещения (часть 2 статьи 12).

Как все это происходит технически — не знаю, не присутствовала. Наверняка, есть инструкция, какой-нибудь регламент с алгоритмом действий — у госслужащих ведь по-другому не бывает. А по закону «Об исполнительном производстве» с письменного разрешения старшего судебного пристава (в некоторых случаях — без такого разрешения) судебные приставы-исполнители могут входить в жилое помещение должника без его согласия (пункт 6 части 1 статьи 64) .

Разумеется, они стремятся попасть туда не из праздного любопытства или личного интереса. Вероятно, для того, чтобы наложить арест на имущество должника. Неудивительно, ведь это одна из мер принудительного исполнения, установленных законодательством. Причем, приставы имеют право не только арестовать имущество, но и изъять его, передать на хранение и даже реализовать.

Выходит, они могут. И зайти в квартиру, и вскрыть ее, и забрать твое нажитое непосильным трудом. Выходит, жилье не крепость, а дверь — не препятствие. И, оказывается, давно: закон о судебных приставах принят еще в 1997 году, а об исполнительном производстве — в 2007-м. Права — это ведь не обязанности, ими можно пользоваться по мере необходимости.

Прежде, чем вскрыть квартиру и что-то арестовать, приставы уведомляют должника извещением-наклейкой, где белым по оранжевому указаны правовые основания их действий. Все по закону и в пределах полномочий. Такая уж у них работа — не всем по душе. Особенно должникам, накопившим крупные долги и не планирующим их возвращать. А что делать...

Кто-то просто не откроет дверь, и будет делать вид, что его нет дома. Или намеренно уедет далеко в надежде, что проблема решится как-нибудь сама. У некоторых граждан с желанием жить хорошо все в порядке, а вот со здравым смыслом и готовностью нести ответственность — не очень. А теперь отсидеться дома не получится, да и надо ли? Думается, лучше все же присутствовать, когда будут входить в твою квартиру, описывать, арестовывать и забирать твой любимый диван и телевизор. Лучше самому открыть дверь, нежели ее вскроют и, возможно, повредят. Не самому, так хоть через представителя поучаствовать.

И перед этим неплохо бы изучить законодательство об исполнительном производстве. Еще вариант — сходить к приставам, раз приглашают. По опыту знакомых, иногда проблемы с долгами благополучно решались при взаимодействии с сотрудником УФССП в рамках правового поля. Кстати, попробовать вернуть долги — тоже вариант.

Не стоит забывать, что по закону не только у приставов, но и у должника есть права, ведь он — одна из сторон исполнительного производства. Правда, когда эти права гражданам разъясняют, те часто пропускают все мимо ушей. Даже погуглить потом лень. Знакомиться с материалами дела, делать выписки, снимать копии, участвовать при совершении исполнительных действий, заявлять ходатайства и т.д. — список большой и довольно полезный.

Да и про обязанности приставов тоже стоит почитать — может, пригодится. В законе «Об исполнительном производстве» жалобам на постановления, действия и бездействие приставов посвящена целая глава. Нашли нарушения — обжалуйте. Да, надо немного напрячься, но это хотя бы по-взрослому. Это вам не в прятки или догоняшки играть.

Если с правами приставов понятно, то как быть с Конституцией РФ? Просто — дочитать нужные статьи внимательно и до конца. Статья 25 уточняет, что «никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения». Норма, по сути, отсылает к федеральным законам о судебных приставах и об исполнительном производстве, которые выступают в роли «исключений из общего правила».

Что же касается права частной собственности, то часть 3 статьи 35 Основного закона содержит оговорку о возможности лишения имущества по решению суда. Как известно, исполнительные листы выдаются на основании судебных актов, а «решение суда» в данной норме вообще трактуют довольно широко (имеются ввиду не только решения по гражданским делам, но и приговоры). Но не стоит так уж переживать — совсем без имущества должника не оставят: один из принципов исполнительного производства — неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи. И за это законодателю — простое человеческое спасибо.

Такой вот он, баланс интересов... Правда, одно не дает покоя. Как написано на извещении приставов, трехдневный срок для обращения к ним начинается с момента обнаружения должником извещения на своей двери. Но с момента его наклейки до момента его обнаружения может пройти много времени. А если человек уехал в командировку, или в больнице лежит, или за городом отдыхает? И знать ничего не знает ни о каком извещении. Так с какого же момента считают эти три дня?

И еще: а за дверь кто заплатит?

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Смотрите также

Комментарии