22 ноября, пятница
-12°$ 100,68
Прочтений: 7037

Если ты не кондуктор

Несмотря на громадную консолидированную выручку, маршрутный бизнес остался в Томске бизнесом лавочников

В мэрии Томска собираются к 25 мая наконец-то объявить давно обещанные аукционы на внутригородские автобусные маршруты. Владельцы действующих договоров на перевозки этому событию собирались посвятить свой утренний здоровый сон в среду, 25-го, и до 10 часов утра никого в городе не возить. Но в последний момент, конечно же, передумали. Кто из них сделал это первым — вопрос неуместный. Владельцы бизнеса, связанного с внутригородскими пассажирскими перевозками, — сами пассажиры в этой истории. И мэр Кляйн — тоже пассажир. Автобус работает без кондуктора.

Пассажирские автобусные перевозки в Томске, как отрасль, перестали существовать давно. Настолько давно, что власти города отучились различать, что и кого здесь нужно регулировать. Этот бизнес застрял в 90-х, и никакие новые регламенты и стандарты не вытащат его оттуда силком. Потому что, несмотря на громадную консолидированную выручку и попытки властей как-то структурировать этот бизнес со стороны, он остался в Томске бизнесом лавочников. И все эти дурные привычки перевозчиков, с которыми никак не справится третий градоначальник, это не дурные привычки вовсе, а быт лавочников, которые нас возят.

Если за 20 лет их бизнес никак не консолидировался и не укрупнился даже под давлением постоянных угроз, Кляйну уже стоило понять, что регулировать с помощью новых регламентов лавочников, как строительный бизнес, невозможно. Лавочники не будут создавать сеть. И если вам, чтобы «отстирать» требования в этой теме федеральных законов, нужны крупные операторы под торги и маршруты с реальными владельцами, а не ряжеными общественниками, можете продолжать заигрывать с лавочниками. Но качество пассажирских городских перевозок после 1 декабря все равно останется там же, где и было 20 лет назад.

Их сопротивление понятно. Если у тебя один автобус, тебя никто не ждет на торгах, и в лучшем случае ты отправишься на субподряд к победителю, которому будешь отдавать до половины выручки. Этих людей очень легко довести до отчаяния даже под угрозой личного банкротства.

И то, на чем кончились переговоры властей города с лавочниками по поводу забастовки 25-го, нельзя будет построить принципиально новую по качеству систему пассажирских перевозок в Томске. Потому этим стоило не заканчивать, а начинать. И начинать еще в прошлом году, когда мэр Кляйн решил заказать большое исследование о модернизации маршрутной сети города. Перед забастовкой они просто спасали друг друга, власть и бизнес. Стало страшно и тем, и другим.

В эти предзабастовочные дни подчиненные мэра Томска куда-то растеряли былую бодрость и напор. Лавочники напугали мэра полумиллионного города, и то, как власти оправдывались в эти дни, делает эту историю для них еще более унизительной, чем история вековой давности, когда местные извозчики уперлись строительству Транссиба.

Я понимаю причины этого страха, когда подчиненные томского градоначальника жалуются на инициаторов забастовки в прокуратуру, полицию и ФСБ. Но я не понимаю, какой страх должен прижать в обычной городской политике, чтобы ты прятался за детей. Когда директора муниципальных детсадов подписали открытое укоризненное письмо к тем, кто собирался бастовать, трусость вытеснила страх администрации Кляйна.

Ребята, а вы можете не прятаться за нами? Сами можете? Вы носите штаны и пиджаки, у вас дорогие, убедительные автомобили и такие же убедительные зарплаты. А вы в споре с лавочниками толкаете перед собой детсадовцев и их озлобленных мамаш. Мы привыкли к тому, что за политическими разговорами об общественном благе обычно прячутся чьи-то бизнес-интересы. Эти бизнес-интересы упираются в нас с вами, потому что поток выручки этому бизнесу обеспечиваем мы. И нас, по большому счету, совсем не должен интересовать этот пинг-понг, в который власти постоянно играют с частными перевозчиками. Нам нужен кондуктор.

И последнее. История с забастовкой и ее отменой невнятными организаторами не снимает главных взаимных претензий городской власти и частных перевозчиков. Перевозчики услышали обещание, что будут допущены к предстоящим торгам, и им даже окажут методическую помощь с оформлением конкурсной документации. Администрация получила гарантии, что перевозчики выйдут на работу утром 25-го.

Но летом начнутся аукционы и по их итогам претензии обязательно вывалятся наружу вновь. И до 1 декабря, когда вступит в силу новая транспортная схема в Томске, властям нужно будет что-то делать с недовольством тех, кто через торги в обновленный бизнес не попал. А таких будет много.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Смотрите также

Комментарии