22 ноября, пятница
-12°$ 100,68

Поезд дальше не идет

Инициативы власти по санации «Томскавтотранса» и транспортной сети города «плохо едут»

В пятницу на прошлой неделе в думе Томска депутаты слушали заммэра Хана о том, что будет с маршрутной сетью города в следующем году. Поскольку владельцы маршрутного бизнеса вполне обоснованно уверены, что у некоторых этот бизнес отнимут, Хана слушали внимательно. И всех в думе, как я заметил, интересует только нарезка маршрутов. А меня нет. Меня интересует управляемость сектора пассажирских перевозок в Томске.

Власти города давно утратили контроль над всеми инфраструктурными вещами в экономике города. Вся инфраструктура, по сути, стала частной. Тепловые сети формально принадлежат городу, но управляемость этим активом никакая. Арендатор сетей — компания, которая гонит по трубам тепло, — минувшим летом убедительно доказала: сам факт торговли с мэрией по срокам и графикам ремонтов, а также срывы этих графиков поставили горадминистрацию в тупик. Как оказалось, у них нет ничего убедительного, чтобы реально управлять имуществом, которым они владеют.

То же самое можно сказать про жилищный бизнес. Все попытки города регулировать его заканчивались субботниками. Более того, даже попытки участвовать в самом бизнесе через создание подконтрольных муниципалитету компаний оказались с точки зрения эффективности настолько неудачными, что те из них, что не успели разворовать, распродают.

С внутригородскими перевозками такая же история. Мэрия потеряла контроль в этом бизнесе давным-давно. Договора с его владельцами не добавляют ни грамма управляемости системой перевозок в городе, потому что все прекрасно понимают: если маршрутники встанут, город тоже встанет. И то, что мэрия решилась вернуть управляемость этим сектором, — это от безысходности, а не от передела бизнеса. Переделывать там нечего и не для кого.

В Томске 330 перевозчиков. Весной, когда мэрия объявит конкурс на маршруты, лотов будет меньше. Это не значит, что будет меньше автобусов, это значит, что перевозчики должны будут объединиться. Им об этом говорят последние лет десять, приводя в пример соседние города, где подобный бизнес именно так и существует — пассажирскими перевозками занимаются крупные операторы. Но попытки консолидироваться не в профсоюз, а в бизнесе по-прежнему единичны. И, если они этого не сделают и на сей раз, я не уверен, что у мэра получится вернуть городу управляемость этой сферы.

В этой связи история вокруг «Томскавтотранса», принадлежащего «белому» дому, — это история прямо обратная тому, что делает Кляйн в городе. У «белого» дома, в отличие от мэрии, уже была компания, которая выступала основным оператором внутриобластных и межобластных перевозок. Но несколько последних лет «Томскавтотранс» удивительным образом превращался в компанию с таким шлейфом долгов, наступив на который эту организацию было легко придушить. Не то чтобы это делалось сознательно, но со знанием дела — точно. У компании более 50 миллионов рублей долгов. При этом она почти не занимается реальными перевозками и работает просто как оператор для частных перевозчиков.

В администрации Жвачкина регулятором этой отрасли был человек по фамилии Тынянов. Он возглавлял профильный департамент, но сбежал без объяснения причин вслед за замгубернатора Резниковым, который, напомню, также внезапно покинул администрацию незадолго до этого. При Тынянове «Томскавтотранс» из реального перевозчика превратился в пустого держателя баланса областного имущества в виде здания автовокзала на «Томске-I» и имущественного комплекса бывшей автоколонны № 1977. Компания отвратительно управлялась, и 50 миллионов долгов тому главное доказательство. Собственно говоря, «Томскавтотранс» и возит в основном долги, при этом почти не занимаясь перевозками.

«Белый» дом, похоже, тоже не очень хочет регулировать проблему долгов. Там просто некому сейчас этим заниматься, а люди, которые занимались до этого, компанию в долги и вогнали. Но неделю назад губернатор привез в Томск компанию «Регион-Транс», зарегистрированную в некогда оффшорной Мордовии, которая внезапно готова заниматься санацией «Томскавтотранса» и обещает ему внушительную годовую прибыль. Они даже бизнес-планы успели написать. И там через семь лет — 700 миллионов рублей прибыли и почти миллиард инвестиционных денег, которые вкладывает сам «Регион-Транс».

При этом договоренности с «белым» домом какие-то непонятные. Они мутные и там нет никакой конкретики. Что покупает «Регион-Транс» и с чем расстается Томская область, я не понял. Они хотят рынок перевозок? Заходите, для этого губернатор Жвачкин не нужен. Если вы хотите «впарить» нам лизинговые автобусы, которые производит аффилированная с вами компания, все понятнее. Потому что, если сначала получить под управление «Томскавтотранс» с долгами, то потом с лизингом договариваться совсем просто. Предприятие-то — это на 100 % областная собственность. Ну как тут не войти в доверие, правда? И ведь интересует почему-то не рынок даже, не бизнес, а «Томскавтотранс».

Областную компанию несколько лет вгоняли в долги. Хотя экономика там понятная, проще некуда. Потом из «белого» дома сбегают чиновники, которые отвечали за управление компанией и ее финансовые результаты, а вместо них появляется инвестор, которому интересен «Томскавтотранс» с долгами и вокзалом. Можно верить в совпадения, когда ты читаешь Диккенса, но когда читаешь отчеты, — нет.

Рынок перевозок давно сложился без вас, друзья. Вы потеряли в нем все, кроме автовокзала. И теперь вам захотелось этот рынок назад. Но так не бывает. Прежде чем сольете областную компанию человеку, обещавшему на словах миллиард, почитайте 135-ФЗ, там о защите конкуренции. А заодно и № 273-ФЗ. Это о противодействии коррупции. Потом поедем дальше.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Смотрите также

Комментарии