«Уехали» не туда
Новая транспортная схема не улучшит жизнь пассажиров
Компания «Радар» на днях представила проект новой транспортной сети Томска, созданный на основе данных мониторинга поездок томичей. Про этот проект у меня есть для вас две новости. Плохая — он абсолютно бесполезен. Хорошая — в основном безвреден.
Начну, пожалуй, с плохого. Заказывая выполнения работ по обследованию потока и созданию новой транспортной сети, мэрия преследовала очень простую цель: не напрягая собственные мозги, сделать с томским общественным транспортом что-нибудь хорошее. Помимо ожидаемого результата, проведение работ обеспечивало горадминистрации целый год отдыха от проблем с автобусами. А в ответ на любые вопросы всегда можно было сослаться, что подрядчик еще работает, а как он закончит, мы всем покажем!
Подрядчик закончил. Мэрия показала. Если представить, что случилось чудо, и завтра транспорт начал работать по этой схеме, то жизнь пассажира никак не улучшится. А у многих даже ухудшится. С точки зрения жителя города, «Радар» работу провалил, деньги потрачены напрасно. При этом нельзя сказать, что он не выполнил условия технического задания. В ТЗ было сказано «сократить дублирование» — его и сократили.
Только вот пассажиру от «сокращения дублирования» одни минусы. Я не видел ни одного человека, который бы расстроился от того, что может уехать по Ленина на любом из двух десятков маршрутов.
Господам чиновникам уже пора понять: можно убрать с проспекта Ленина автобусы, но пассажиров оттуда убрать нельзя. «Радар» послушно исполняя волю чиновников-заказчиков и родил вот такое чудовище.
Это новая версия маршрута № 12 — основного пути в центр для жителей Степановки. Слепо следуя требованию «меньше автобусов на Ленина», авторы проекта создали вот такой объезд центра. Это создаст проблемы как пассажирам (у них появится лишняя пересадка), так и дорожному движению в городе (левый поворот с Яковлева на Пушкина — это шедевр). Плюсы от такой «реформы» попробуйте найти сами — у меня не получилось.
Нарисовать такое мог только человек, который в Томске не живет.
Давайте вообще попробуем понять, что такое «хороший общественный транспорт» в городе, и чем он отличается от плохого. Причем не с точки зрения пассажира, а с точки зрения заказчика исследования — мэрии.
Я вижу одно основное отличие: хороший транспорт побуждает людей ехать на работу не на машине. Естественно, речь идет про тех, у кого машина и выбор есть. Ведь те, у кого по материальным причинам выбора нет, все равно поедут на автобусе, будь он хоть трижды плохой.
Теперь зададим простой вопрос: мотивирует ли предложенная «Радаром» сеть хоть кого-то пересесть с машины на автобус? Ответ очевиден: нет.
«Радар» ничего не говорит про необходимость беспробочного движения основных потоков общественного транспорта. А ведь в ТЗ было указано про «сокращение времени поездки». Никакими манипуляциями с сетью нельзя сократить время поездки по маршруту «2-й микрорайон — площадь Кирова». Просто потому, что автобусы №№ 27, 29 итак идут по кратчайшему маршруту.
Когда у человека появляется выбор — стоять в пробке на Комсомольском в автобусе или в личной машине, он вполне логично делает выбор в пользу машины. И даже проблемы с парковкой на площади Кирова его не могут переубедить. Если же поставить вопрос «20 минут на автобусе» или «40 минут на машине плюс поиск парковки», все станет иначе. Трамвай № 1 это наглядно доказывает. Но никаких движений в этом направлении мэрия не делает, а «Радар» ей этот путь не подсветил.
Теперь про безвредность. Посмотрев на «новый 12-й», жители Степановки, уверен, не посчитают данное предложение безвредным. Попробую их успокоить: предложения «Радара», вероятнее всего, не будут реализованы. Слишком много интересов они задевают.
Маршруты №№ 4, 5, 20, 23, 26 закрываются вовсе, а №№ 16, 13-14, 3, 29 остаются без солидной части выручки — сопротивление со стороны перевозчиков будет колоссальным. Мы все помним, чем закончилась попытка отобрать у частников маршруты №№ 25 и 26 в 2007 году. Здесь масштаб изменений гораздо больше, перераспределяется более половины денег пассажиров, речь идет про сумму, близкую к миллиарду в год.
Не все идеально и по части транспорта «ТТУ». Новая схема предусматривает прокладку нескольких участков новой контактной сети и при этом не использует с помпой открытый участок по Комсомольскому от Фрунзе до Пушкина. На это мэрия не пойдет — денег на новые сети нет, а не использовать старую значит признаться, что совершили ошибку, деньги потратили не туда. Аналогичная ситуация и с подвижным составом: «Радар» предлагает увеличить количество троллейбусов на линии, но денег на это в бюджете нет и не ожидается.
Думаю в итоге все сведется к тому, что какой-нибудь один маршрут (например, «тройку», к ней давно присматриваются) принесут в жертву «дублированию на Ленина» и на этом успокоятся, а данные «Радара» уберут в дальний ящик. Лет через пять можно будет заказать новое исследование, подороже, миллионов за 15.
Что можно посоветовать жителям города, страдающим от качества «сервиса» в наших автобусах? Граждане, покупайте личные автомобили! Или пользуйтесь такси. Других выходов администрация города не оставляет.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора