Обещали без дураков
Но транспортный «воз» и ныне там
В последнее время мои соседи по «Углам» все больше взирали на большую политику: выборы губернатора, двухлетие градоначальника... Мне же хочется высказаться о простом, житейском — об общественном транспорте.
Не то, чтобы в Томске с ним было очень плохо. Видали и похуже... Но и не так, чтоб сильно хорошо. Главное — порядка нет. В этом плане большие надежды возлагали на новую команду. Вспомним один из пунктов предвыборной программы мэра: «Дороги без дураков». А что, красиво было сказано. И не попусту. Многие томичи замечали: с дорожным ремонтом в Томске стало лучше. Однако дорожная тематика далеко не исчерпывается латанием дыр в асфальте или строительством железнодорожных переездов и «проколов» (пока проблематичных).
Говоря «дороги», мы подразумеваем также «транспорт». И вот в этой сфере найти позитивные перемены трудно. Объявляющий остановки нежный женский голосок в половине маршруток уже забит каким нибудь «Радио ХМ». И курящие водители опять не редкость. Чего не скажешь о кондукторах. То есть прежний бедлам восстановился практически в полном виде, в очередной раз подтверждая очевидный факт: повседневная, рутинная работа — вовсе не конек городского комитета по транспорту.
Новый мэр, человек более решительный, круче взял быка за рога. Уже летом было проведено исследование пассажиропотока, на основании которого залетные проектанты разрабатывают нам новую схему движения общественного транспорта. Честно скажу, жду завершения процесса с опаской. Потому как имела счастье лично наблюдать, как это обследование проводилось: в лучшем случае обилечивалась половина пассажиров.
Не знаю, как у кого, но у меня каждый раз при появлении в СМИ «начальника транспортного цеха», внутренности сжимаются в нехорошем предчувствии. Какой еще подарок нам приготовили? Как правило, сердце-вещун не обманывает. Недавно нам сообщили о грядущем закрытии маршрута № 28. С такой просьбой-де обратились сами перевозчики: маршрут нерентабелен, автобусы возят воздух. Такие обращение якобы поступали уже дважды, и на этот раз в комитете по транспорту решили маршрутников поддержать. Тем более что «специалисты учли информацию перевозчиков об опасности движения по Киевской в зимний период».
Признаюсь: здесь у меня есть определенный «шкурный интерес». Автобус № 28 в моем случае — самый оптимальный способ выбраться в центр. Трамвай-троечка еще удобнее, но, к сожалению, не самый надежный вид транспорта. И чем сильнее мороз, тем ненадежнее. Бывает, ждешь его, ждешь, и уже надежду потеряешь (альтернатива-то не близко, с правой стороны на Фрунзе остановки нет, надо топать до Тверской, в горку да по гололеду), а тут и вот она — маршруточка. Убирать ее в зиму — это какой-то изощренный садизм.
В мэрии так, вероятно, не считают. Впрочем, в любом случае, говорят, что решение будет принимать мэр. Но даже Иван Кляйн согласится с доводами транспортников, маршрут уберут не сразу, утешает председатель комитета по транспорту Ольга Свахина.
«Если мэр принимает положительное решение, то мы как минимум за десять дней опубликуем информацию на сайте мэрии, также объявление будет размещено в салонах автобусов. Это делается для того, чтобы пассажиры успели подготовиться к закрытию маршрута», — поясняет Свахина.
Каким образом? Купив валенки и тулуп? Встав на лыжи? Ну ладно мы, жители микрорайона на Киевской — Лебедева. Все-таки почти центр. Только вот на 28-м люди еще и из Соснового бора ездят. Дети в школу. Там альтернативы в принципе нет.
А насчет рентабельности... Знаете, когда в гордуме в очередной раз обсуждался вопрос повышения цен на проезд в маршрутках, мне довелось побеседовать с одним из депутатов. Которому, кстати, молва приписывает владение несколькими весьма «хлебными» маршрутами. Вопрос задала простой: почему когда-то (до первого николайчуковского повышения цен, которому он обязан прозвищу «Коля два рубля») маршрутки ходили до 23-х минимум, а на популярных маршрутах — так и до 12 ночи? И всегда были полнехоньки. Что случилось? Ответил он с удивительным простодушием: ну, наверное, они и так стали достаточно зарабатывать. Зачем такие заморочки?..
Примерно то же самое, уверена, и с 28-м. Конечно, с такими высокодоходными маршрутами, как 26-й или 29-й, его не сравнишь. Но, согласитесь, если бы он был действительно убыточным, загнулся бы не то что два, а все 12 лет назад. Как может существовать нерентабельное производство? Не слишком доходное — да. К таким наверняка и относится 28-й. Имхо, задача чиновников (если они думают о людях, а не о будущей богатой пенсии) — решить, как простимулировать перевозчика. Закрыть-то — это ведь и дурак сможет. А нам вроде бы обещали без дураков...
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора