Битва за слободу
Возможно ли перемирие между строителями и общественностью?
За последние две недели новости вокруг стройки в Татарской слободе звучали чуть ли не ежедневно. И до финала здесь еще далеко. На данном этапе защитники деревянного зодчества могут отпраздновать тактическую победу.
Ясно, что разрешения строить на Источной, 41а, трехэтажный многоквартирник вместо трехэтажного особняка застройщик в лице «Томлесстроя» от мэрии не получит. Не исключено, что у компании вообще отзовут разрешение на строительство. Соответствующее предписание выдала прокуратура. Окончательное решение мэрия намерена принять до 13 апреля.
Публичные слушания еще раз показали: строительный бизнес и сообщество сторонников сохранения исторического Томска не в состоянии по-человечески поговорить друг с другом. По ходу собрания его участники периодически скатывались в банальное хамство. И этим примерно в равной степени грешили обе стороны.
Антагонизм объясним. Строители смотрят на сторонников сохранения деревянного Томска свысока. Держат их за этаких маниловых, которые возводят идею сохранения деревянных кружев в абсолют, однако не способны ни на что, кроме как выступать «против». В среде общественников же бытует мнение, что строители способны лишь обманывать, поджигать и строить «краснокирпичных уродцев» в угоду своему карману.
Я присутствовал на слушаниях и даже зарегистрировался для участия в голосовании. Собирался поддержать противников многоквартирника, но, прослушав все выступления, воздержался. Понял, что не хочу поддерживать ни одну из сторон до того, как свое заключение по проекту озвучит областной комитет по сохранению культурного наследия.
В то же время считаю, что в этой истории строителей неправильно подвергать тотальной обструкции. Да, есть подозрения, что из-за их работы был поврежден памятник федерального значения, стоящий по соседству. Да, строители подстраховались, обеспечив на слушания явку людей с нужной им позицией. Да, со всем этим нужно разбираться, при необходимости — наказывать. И тем не менее повторюсь: в этой истории вешать всех собак только лишь на застройщика будет несправедливо.
Отмечу один факт, за который (можете закидать меня тухлыми помидорами) застройщику уместно сказать «спасибо». Расшевеливших органы власти общественных слушаний вообще-то могло и не быть. Имея на руках разрешение на строительство особняка, хозяева площадки вполне могли построить под его видом многоквартирник, не утруждая себя дополнительными согласованиями и консультациями с общественностью.
Такая практика для Томска не ноу-хау. Построенных по такой схеме домов в городе десятки, а может и сотни. Квартиры в них дешевле, а значит, их можно продать быстрее. Так что строители запросто могли выбрать куда более хищнический подход к использованию своей площадки на Источной. Но они выбрали работать «в белую». И этот выбор все-таки заслуживает уважения.
Вопрос, допустима ли стройка в принципе, не стоит. Она допустима. Это прописано и в городских правилах землепользования и застройки, и в проекте зон охраны — регламенте, который был принят, чтобы сохранять и органично развивать исторические территории города. Впрочем, документ налагает на амбиции строителей серьезные ограничения. Основные касаются высоты (9 метров до карниза, 12 — до конька), и материала (либо только дерево, либо первый этаж из кирпича, остальное из дерева), и внешнего вида здания (оно должно вписываться в уже существую на участке среду).
Механизм контроля за соблюдением норм проекта зон охраны до сих пор не обкатан. Строители будут искать в нем узкие места. Это нормально. Бизнес на то и бизнес, чтобы хотеть заработать. В то же время надеюсь, что на этот раз власти смогут удержать застройщика в рамках и заставят выполнять правила, которые сами же разработали. Если этого не произойдет, претензии будет уместнее предъявить не строителям, а властям.
Как минимум один вопрос можно задать уже сейчас: почему гордепартамент архитектуры не согласовал проект застройки на Источной с областным комитетом сохранения культурного наследия до выдачи разрешения на строительство? И будут ли теперь в эту практику внесены изменения? Сотрудники «белого дома» и мэрии ведут внутреннюю дискуссию на этот счет уже не первый год. Но воз и ныне там.
Случай на Источной — наглядная иллюстрация последствий такой практики. Получается, что мэрия строить уже разрешила. А область свою экспертизу проекта вынуждена проводить задним числом. Застройщик между тем работает, вкладывает в участок деньги и, по сути, законов не нарушает. Интересно, если в «белом» доме в итоге наложат на планы строителей вето, то с какой администрации застройщик будет высуживать средства, уже потраченные на стройку? Я не юрист, но, видимо, с мэрии. Иван Григорьевич, в бюджете появились лишние деньги?
Понятно, что клубок проблем, который обнажила история на Источной, распутать будет не просто. От властей здесь будет зависеть многое, но не все. Мне кажется, тотальное недоверие, которое демонстрируют строители и хранители старины, в конечном итоге вредит всем. Взаимный скепсис появился не на пустом месте. Но, может быть, как раз сейчас подходящий момент, чтобы попытаться растопить лед?
Думаю, события вокруг стройки на Источной могут стать поводом и для пересмотра взаимоотношений между общественниками и отраслью. Похоже, что строителям придется принять как данность, что эти люди вовсе не маргиналы, а сила, которая отстаивает закон. В свою очередь общественникам не лишне подкорректировать свои представления о «типичном строителе». Речь не о том, чтобы закрывать глаза на злоупотребления, а о том, чтобы сбавить градус эмоций и хотя бы поискать возможности для выстраивания с представителями стройиндустрии цивилизованного диалога. В конце-концов, Татарская слобода нуждается не только в сохранении, но и в развитии. И эту задачу без участия строителей не решить.
Может быть, ТОСу «Татарская слобода» попробовать организовать на своей территории субботник и предложить «Томлесстрою» поддержать его техникой? На таком мероприятии можно будет хотя бы поговорить на неконфликтные темы. А там, глядишь, хотя бы часть противоречий вокруг площадки на Источной, 41а, раскрутятся без разборок в судах, прокурорских предписаний и прочих неприятных процедур. Как вам кажется, это реально?
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора