29 сентября, воскресенье
+5°$ 92,71
Прочтений: 4327

Идите в лес

Нужно ли огораживать сады и школы заборами или стоит искать другие варианты?

Есть две легенды о том, как возникла человеколюбивая вальдорфская педагогика.

По одной некие немецкие одухотворенные люди близ города Штутгарта собрались и вместе с детьми ушли в лес, дабы избежать тлетворного влияния индустриального общества и образовательной системы, которая ему соответствовала. Выпускник обычной гимназии тогда мыслился не человеком, а винтиком огромной немецкой машины, которой, как известно, не до сантиментов. Против такого механического подхода к ребенку, как к некоей бездуховной сумме знаний, умений и навыков, и выступили люди, мастеря детям в лесу деревянные игрушки и матерчатых кукол.

— Ребенок не должен слышать слова «нет», — говорили эти люди. — Разве только в тех исключительных случаях, когда он кого-то уничтожает: себя, своего товарища или учебно-методическое пособие «конь деревянный ручной работы».

Вторая история более правдоподобна. Известный немецкий антропософ Рудольф Штайнер любил читать публичные лекции и однажды выступал перед работниками штутгартской табачной фабрики «Вальдорф-Астория». Производители яда-никотина были не на шутку взволнованы речами философа о том, что «человек — это звучит гордо». Им тоже казалось, что с их немецкими детьми в их немецких гимназиях обращаются, как со свиньями. Заставляют зубрить всякую ерунду и сдавать единые немецкие государственные экзамены. Дети плачут по ночам в подушки и не хотят утром идти в школу.

Работники табачной фабрики вышли на перекур после лекции и вернулись с предложением как-то поправить ситуацию. Хозяин фабрики, человек с хорошими алкогольными корнями по фамилии Молт (Солодов), послушал своих работников и поручил Штайнеру создать школу нового типа.

Россияне, родители! Мы с вами уже давно нервно курим в сторонке и пьем боярышник, отправляя детей в детский сад или в школу, но никак не можем сформулировать внятный социальный заказ системе общего образования. Вместо нас это делает сама система, с удовольствием множа приказы и инструкции. Так живет любая система, создавая иллюзию своей незаменимости.

Иногда кажется, что система пытается ответить на наши актуальные вопросы. Но это именно кажется.

Так, новые томские единые стандарты безопасности для детских образовательных учреждений уже вводятся в действие. Согласно им, все детские учреждения должны быть ограждены высоким периметром (забором) без возможности сквозного прохождения через территорию. Школы и детские сады должны быть оборудованы видеокамерами, а родители в детском саду, откуда в августе украли трехлетнюю девочку, даже потребовали и получили (!) высокий забор из металлического профиля.

Мне кажется, скоро понадобятся километры колючей проволоки, чтобы оградить наших детей от нас же самих.

К нам на родительское собрание недавно приходил работник фирмы, которая устанавливает пропускные системы. Говорил, что школе необходимы электронные турникеты, а каждый ребенок и встречающий-провожающий родитель должны быть оснащены пластиковыми карточками допуска. Забыл ребенок карточку дома или, не дай бог, потерял — пусть обращается к вахтеру, она проведет контрольные процедуры, может и пропустит. Но все равно, закажите новую карточку. Приехала бабушка — дайте ей свой пропуск или закажите еще один.

Вариантов оградить школу от тлетворного влияния улицы, как вы понимаете, тьма.

По делам за прошедший месяц пришлось проехать и пройти по доброму десятку томских школ. Поверьте, нет никакой разницы, с глухим забором школа или нет. Есть внутри турникет или отсутствует. Работают видеокамеры или висят для видимости. Безопасность в школе ровно такая же, как на близлежащей улице, в районе, городе, области, стране… Это же сообщающиеся сосуды. Огородить детей в целях их безопасности от «всего этого джаза» не получится. Они приходят в школу из жизни и уходят из школы в жизнь, в которой забор не поставишь.

Так зачем отгораживать школу от себя самих? Зачем делать из школы или детского сада маленькую зону «общего режима»? И кто тогда сидит, спрашивает классик, мы или дети? А почему наши дети не хотят идти в школу и устраивают «побег из курятника» при любой возможности?

Конечно, мне возразят первые же тролли: а вот если с твоим ребенком что случится?! Отвечаю: я себя, прежде всего, не прощу. Но искать виноватых среди тех, кто не повесил видеокамеру или не поставил забор, бессмысленно. Все принимаемые нынче меры безопасности — это палка о двух концах.

Если в школу будет трудно зайти, из нее так же трудно будет выйти. Пожар или «волк в овчарне» только усугубят последствия изоляции. Видеокамеры могут помочь после ЧП, но вряд ли до. И на всякий электронный турникет всегда есть живая уборщица, которой надо помыть полы на перемене. Она и покажет, где дыра в турникете, заботливо перекрытая легко отодвигаемой скамеечкой. Кого мы обманываем, тратя деньги «на безопасность»?

Для любителей совсем простых истин говорю прямым текстом: надо менять если не само общество, то хотя бы систему общего образования, и уж точно не огораживать ее заборами. Там внутри итак сложно дышать и педагогам, и детям.

Кстати, совсем не идеализирую вальдорфскую педагогику. Мой старший сын в три года мог рассказать русский и английский алфавиты в обычном и обратном порядке. После года в вальдорфском детском садике он не знал ни того, ни другого ни в каком порядке.

— Зато у него было детство, — утешаю себя я.

Надо уже ответить себе, чего мы хотим для наших детей.

Детства, знаний, счастья?

Что мы можем дать детям, помимо высокого забора и мечты стать «юристомвгазпроме»?

Если у нас нет ответа на эти вопросы, надо уходить в леса. Может, там снова народится новая чадолюбивая педагогика.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Смотрите также

Комментарии