29 сентября, воскресенье
+5°$ 92,71
Прочтений: 2820

Исторический момент: первый автопробег

Тот самый автомобиль Itala в музее Италии. В 2007 году, в честь 100-летия автопробега, этот автомобиль прошел по маршруту Пекин-Париж второй раз.
Тот самый автомобиль Itala в музее Италии. В 2007 году, в честь 100-летия автопробега, этот автомобиль прошел по маршруту Пекин-Париж второй раз.
Фото: humus.livejournal.com, еxpress.irkutsk.ru

Сегодня в нашей постоянной рубрике — эпизодический, но от этого не менее интересный момент: Томск встретил первый в своей истории автопробег.

11 июля 1806 года состоялось освящение каменного престола во имя Благовещения святой Богородицы Благовещенского собора — он располагался в центре современной площади Батенькова. О соборе мы подробно писали в одном из прошлых «Исторических моментов».

***

11 июля 1907 года в Томск приехал первый автомобиль из группы, участвовавшей в автопробеге Париж — Пекин: «Итала» под управлением князя Боргезе.

Переправа через Томь.
Переправа через Томь.

Пробег был устроен по инициативе французской газеты «Матэн»: по Сибири он прошел вдоль Сибирского тракта. Путешественники выехали из Пекина 27 мая в составе трех французских, одного голландского и двух итальянских экипажей.

Первый итальянский экипаж на моторе «Италия» в 28 лошадиных сил возглавлял принц Сципион Боргезе, путешествующий со своей супругой Анной-Марией. Второй итальянский экипаж на «Фиате» в 24 лошадиных силы управлялся графом де Гроппелем. От Голландии был представлен автомобиль «Спикер» в 15 лошадиных сил, за рулем которого был Чарлей Годар. От Франции ехало две машины «Де дион бутон» в десять лошадиных сил каждая и «Конталь» в шесть лошадиных сил.

Автомобили тех лет.
Автомобили тех лет.

Дистанция пробега равнялась приблизительно десяти тысячам километров. Награда победителям была учреждена в 100 тысяч франков.

Пересечение сибирской реки на пароме.
Пересечение сибирской реки на пароме.

Маршрут пробега был намечен такой: Пекин — Калган — Урга — Маймачин (Китай) — Кяхта — Култук — Иркутск — Зима — Нижнеудинск — Красноярск — Томск — Омск — Петропавловск — Курган — Златоуст — Бирск — Елабуга — Казань — Нижний Новгород — Вязники — Владимир — Москва — Смоленск — Борисов — Брест — Литовск — Варшава — Кутно (Россия) — Берлин — Кельн — Брюссель — Париж.

От Пекина через степь Гоби до Кяхты путешественников сопровождал конвой китайской конницы, на русской территории его сменили казаки.

Автопробег продлился чуть более двух месяцев и 31 июля финишировал в Париже. Головной автомобиль принца Боргезе, «Итала», был встречен овацией. Второй автомобиль, «Спайкер», отстал от него на 12 дней. Остальные машины до Парижа не добрались.

Сибирская деревня.
Сибирская деревня.

Путешественники взяли с собой фотоаппараты, много снимали, в пробеге участвовали журналисты, так что итогом пробега стала 700-страничная книга с большим количеством иллюстраций. Упоминается и Томск, хотя покорены автолюбители Омском. «Мы увидели картину активной хозяйственной деятельности на современном уровне, которая подействовала на нас как открытие: показалось, что мы уже в центре Европы. Иркутск предстал перед нами политическим центром, Томск — интеллектуальным центром азиатской России, здесь же, в Омске, сосредоточилась коммерческая деятельность. Омск — центр промышленный. На пристанях мы видели только машины, тысячи их были готовы к отправке в нетронутые степи. Это были новейшие машины, которые выпускались промышленностью для сельского хозяйства — даже те из них, к которым с предубеждением относились как к новшеству во многих цивилизованных странах Европы. Необъятные просторы «черных земель», которых до сих пор совершенно не касался человеческий труд, уходят под глубокую вспашку американскими двухлемешными плугами, засеваются новейшими семенами, обрабатываются самыми совершенными машинами, которые для этой цели придумала цивилизация».

Автомобиль а одном из Сибирских городов.
Автомобиль в одном из сибирских городов.

А вот как описывали пробег местные журналисты.

«Время», июня 29-го, пятница.

«Прибытие первого автомобиля в Томск. 28 июня в 8 часов утра Томск наслаждался необыкновенным зрелищем: прибыл первый из состязующихся в автомобильной гонке Пекин — Париж — итальянский принц Боргезе. Автомобиль подкатил к гостинице «Европа», где тот час же собралась громадная толпа народа, затем автомобиль отправился на фабрику Рукавишникова для поправления некоторых незначительных повреждений и главным образом для чистки машины. Автомобиль самой последней и новейшей конструкции. Имеет 40 сил. Строился и собирался на фабрике «Jtala».

Принц Боргезе и сопровождающие корреспондент одной итальянской газеты и машинист-шоффер, выглядели неказисто; костюмы грязные, промасленные, запыленные. По их словам, им приходилось спать (нужно сказать, очень мало) и есть на машине; остановок не полагается. На пути от Красноярска до Томска была сделана маленькая остановка в Мариинске. Несмотря на прочное устройство, автомобиль в Томск пришел в несколько потрепанном виде. Особенно пострадали шины колес. Специально для гористой местности имеются запасные шины.

Насколько быстро идет первый автомобиль можно судить по тому, что расстояние от Мариинска до Томска сделано в 22 часа. Из Мариинска автомобиль вышел в 8 часов утра 27 июня и прибыл в Томск 28 числа немного позднее 8 часов утра, словом, сутки. Такая бешеная езда при таких, как у нас в Сибири, дорогах, конечно, сильно отражается на гонщиках и они, в особенности машинист, страшно утомлены. Последний, когда автомобиль пришел на фабрику Рукавишникова, попросил прежде всего «кушать». Шоффер очень плохо объясняется по-русски и на вопрос: какое впечатление производит на них Сибирь, — ломаным русским языком с жестами говорил, что «Сибирь ничего, но дороги не хорошо». А на вопрос: сколько времени потребуется проехать до Омска — шоффер вынимает хронометр и отсчитывает 15 часов. Скорость — необычайная. По словам того же шофера остальные автомобилисты отстали на значительное расстояние и придут в Томск через несколько дней.
Остановка в Томске принца Боргезе вызвана во-первых необходимостью отдохнуть немного, а во вторых и, главным образом, произвести чистку машины».

Добавим, тот самый автомобиль Itala хранится в музее Италии. Во время триумфального пробега в 1907 году Itala потребовала серьезного ремонта лишь однажды: после падения автомобиля с моста на просторах России, местный умелец изготовил ей колесо и несколько кузовных деталей на замену.

В 2007 году, в честь 100-летия автопробега, этот автомобиль прошел по маршруту Пекин-Париж второй раз.

Смотрите также