ЦБ вводит обязательную привязку ИНН к банковским счетам ради борьбы с дропперами

Центробанк намерен обязать кредитные организации собирать ИНН у всех клиентов и добавить его в реквизиты счетов. Эти данные потребуются для создания системы «Антидроп», предназначенной для борьбы с дропперами и мошенническими схемами, сообщила РБК заместитель председателя ЦБ Ольга Полякова.
По словам Поляковой, ИНН станет обязательным реквизитом при открытии счета физическому лицу. При этом требование распространится и на уже существующие счета, поэтому банкам придется самостоятельно собрать недостающие данные.
«Если раньше для банков не было обязательного требования устанавливать ИНН клиента как обязательный реквизит счета, то мы такое требование введем — и при открытии нового счета, и по тем счетам, что были открыты ранее. То есть банкам самостоятельно нужно будет дособирать необходимые данные. У банков уже сейчас есть инструменты ФНС России, позволяющие узнать ИНН клиента, не беспокоя гражданина», — сказала она.
Полякова уточнила, что именно ИНН выбран как идентификатор клиента для будущей системы «Антидроп», поскольку банки давно используют этот номер и подтверждают удобство такого подхода. Концепция платформы уже утверждена, сформирован проект архитектуры, а ЦБ готовит техническое задание, чтобы в следующем году перейти к разработке сервиса.
«Алгоритмы все готовы, мы понимаем, как это должно работать, но этот процесс небыстрый», — добавила она.
Система «Антидроп» будет направлена на выявление так называемых дропов или дропперов — физических лиц, на карты которых выводятся украденные средства или проводятся другие сомнительные операции в интересах мошенников и теневого бизнеса. Использование ИНН должно упростить идентификацию и снизить риски злоупотреблений. С сентября 2025 года предоставление ИНН уже стало обязательным при выдаче кредита или займа, что было частью антифрод-пакета мер.
Банки будут подключаться к «Антидропу» в обязательном порядке, однако решения об уровне риска клиентов, попавших в систему, они смогут принимать самостоятельно. Аналогичный принцип, напомнила Полякова, действует в платформе «Знай своего клиента», используемой в целях борьбы с отмыванием денег.


