Газ — к августу, дороги — в тупике: лесной фонд заблокировал развитие ИЖС на Кузовлевском тракте в Томске

Комитет по развитию территории гордумы обсудил проблему обеспечения инфраструктурой земельных участков под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) в районе Кузовлевского тракта. Несмотря на частичный прогресс с электричеством и газом, ключевые вопросы — дороги и водоснабжение — упираются в юридические барьеры и высокую стоимость.
Участки на Кузовлевском тракте, выделенные еще с 2013 года (в том числе 590 льготных — для многодетных семей), долгие годы остаются фактически отрезанными от города. Несмотря на судебное решение 2021 года, обязывающее мэрию и обладминистрацию обеспечить их дорогами и инженерными сетями за год, и многократные прокурорские предупреждения, ситуация не решена. Основные претензии жителей — отсутствие нормальных дорог, водопровода, а ранее — электричества и газа.
Прогресс есть, но ключевые проблемы упираются в тупик
Несмотря на многолетние сложности, администрация отмечает определенное продвижение по некоторым направлениям. Наиболее значимым успехом стало завершение в 2024 году мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям. Теперь 555 земельных участков имеют техническую возможность подключения к электроснабжению, что является важным, хотя и промежуточным, шагом для будущих застройщиков.
В сфере газификации также наблюдается движение вперед. В настоящее время активно ведется догазификация территории по специальной программе. По словам заместителя мэра Алексея Макарова, компания «Газпром»завершает все необходимые работы. Ориентировочная дата окончания — 3 августа 2025 года.
«Фактически территория будет достаточно привлекательная для строительства — главное, чтобы люди начинали строиться. По всем улицам будет проведен газ — сети высокого и сети низкого давления. Соответственно, технологическое присоединение будет осуществляться только тогда, когда будет оформлено право на земельный участок и дом построен. Возможность есть», — подчеркнул Макаров.
Однако ситуация с двумя другими критически важными видами инфраструктуры — водоснабжением и дорогами — остается сложной и сопряжена с серьезными финансовыми и юридическими препятствиями. Для обеспечения участков водой требуется построить порядка 27 километров сетей водоснабжения. Предварительная оценка стоимости только проектно-изыскательских работ (ПСД) составляет 56 миллионов рублей (в ценах 2028 года), а само строительство оценивается в астрономическую сумму — около 1,1 миллиарда рублей. Отмечается, что ранее «Томскводоканал» уже разрабатывал проектную документацию на сумму свыше 300 миллионов рублей, но она не прошла государственную экспертизу достоверности сметной стоимости из-за устаревших ценовых показателей. Пересчет на актуальные цены лишь подтвердил огромную стоимость проекта.
Почему нельзя строить даже временные дороги?
Наибольший тупик сложился вокруг дорожной сети. Общая протяженность необходимых дорог оценивается в 28,6 километра (окончательная цифра — при проектировании). Основная проблема здесь юридического характера: запланированные трассы дорог проходят по землям лесного фонда, что делает невозможным их строительство в текущем правовом поле.
«Для того, чтобы исключить земли лесного фонда, необходимо изменение генплана произвести», — пояснил Макаров. Эта процедура сама по себе крайне затруднительна: областной департамент градостроительства не имеет финансирования ни на разработку нового генплана, ни на внесение в него точечных изменений. К тому же, как отметил заммэра, процедура внесения изменений также не быстрая — потребуется не менее двух лет.
Стоимость ПСД на дороги оценивается в 121,9 миллиона рублей (цены в расчете на 2028 год), а само строительство асфальтированных дорог, соответствующих городским требованиям, потребует 2,5 миллиарда рублей.
«Поэтому мы в своем время с депутатами обсуждали, что насколько можем, мы отсыпаем просто проезды к тем домам, которые начинают строится — люди где изъявляют желание, мы туда подсыпаем и все. Я сомневаюсь, что мы ближайшие десять лет зайдем туда с асфальтированием в принципе, но таким способом мы что-то можем по крайней мере сделать. Если мы сейчас это в юридическую область потянем, мы ничего не сможем сделать», — отметил заммэра.
Юридическая невозможность строить даже временные дороги вызывала споры в комитете. Председатель гордумы Сергей Сеченов констатировал, что строгое следование закону в этой ситуации оборачивается против людей.
«Тогда мы вообще не поможем людям. Сейчас делается при помощи инвесторов, как было сказано. Потому что с законной точки зрения мы делать ничего не имеем право. Давайте полезем туда, но люди будут на нас смотреть просто как на идиотов. Помогали-помогали и в итоге только напакостим. <...> Сейчас идет вопрос о проработке там, про отсыпку и так далее. В юридическом ключе мы ничего не можем сделать — то же самое вам напишет администрация. <...> Вы же начали работать? Начали. Ну и не лезьте тогда туда, пока не измените. И люди, которые хотели строиться, они останутся даже без подъездных путей», — отметил председатель гордумы Сергей Сеченов.
Зачем вкладывали миллионы, если строить некому?
На прошедшем собрании Законодательной думы Томской области депутат Владимир Резников (возглавляет ООО «Горсети») высказался на тему неосвоения земельных участков на Кузовлевском тракте.
«Мы с помпой сделали 500 с лишним участков на Кузовлевском тракте. Выделили людям [землю], сделали электроснабжение, другие работы, а фактически включено там 18 человек. <...> Мы держим все эти объекты, подстанции под напряжением, имеем потери. Бюджет это вроде не теряет, а компания... Я при чем здесь? Что-то нужно делать. Или отбирать у них участки, или пусть осваивают, ну так же нельзя. Огромную работу сделали, мы деньги вложили — 60 миллионов рублей, наши бюджетные деньги», — сказал Резников.
Выступающий с отчетом о бюджете региона за 2024 год замгубернатора Александр Феденев так прокомментировал его слова: «Когда принимаем популистское решение, надо видеть последствия. Понятно, что в чистом поле человек не может построить полноценное жилье».