12 марта, среда
-13°$ 86,57

Центр беспилотников за 2,5 млрд руб открылся в Томске. Что это такое и зачем он нужен?

Центр беспилотников за 2,5 млрд руб открылся в Томске. Что это такое и зачем он нужен?
Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Научно-производственный центр «Беспилотные авиационные системы» (НПЦ БАС) открылся в Томске. Он стал крупнейшим за Уралом. Центр будет производить порядка семи моделей БПЛА, в том числе для военных, а также заниматься реверс-инжинирингом — воспроизводством дронов из других стран. Журналисты vtomske.ru побывали в НПЦ БАС и посмотрели, как он работает.

Что из себя представляет центр «Беспилотные авиационные системы»?

В 2024 году Томская область вместе с Санкт-Петербургом и Самарской областью выиграли конкурс и получили из госказны деньги на создание научно-производственного центра в сфере беспилотных авиационных систем. Томской области выделили субсидию в 2,2 миллиарда рублей. Еще 700 миллионов на НПЦ БАС регион выделил из своего бюджета.

Научно-производственный центр имеет две площадки: в Томске, где построены научно-исследовательские и производственно-технологические площадки для выпуска БПЛА, и в Парабельском районе — там организован летно-испытательный комплекс.

Производственные участки центра осуществляют полный цикл производства: от разработки, прототипирования до изготовления серии деталей и окончательной сборки.

«Серийное производство БПЛА планируется с марта 2025 года. Планируется производить порядка семи моделей, в том числе с большой грузоподъемностью до 200 килограммов. Серийное производство коптеров совместно с «Народным фронтом» планируется начать к концу апреля — мощность производства составит до десяти тысяч единиц в месяц. Общая мощность завода — до 500 машин в месяц», — рассказал журналистам директор НПЦ БАС Денис Меликов.

Он уточнил, что коптеры для «Народного фронта» будут отправляться в зону СВО: «Большая потребность на линии боевого соприкосновения».

В конструкторском цехе проходит работа по обратному инженерингу. Это процесс анализа уже существующего изделия с целью понимания его устройства, принципов работы, функциональности и создания его копии или улучшенной версии.

«Существующие модели дорабатываем. Технология БПЛА относительно новая. Чтобы довести ее до экономически верного решения, понадобится какое-то время. <...> Обратный инженеринг — это взяли, грубо говоря, изделия стран дружественных или недружественных, посмотрели, как сделано, очень быстро внедрили в производство эту модель», — пояснил Денис Меликов.

С помощью реверс-инжиниринга будут создаваться и двигатели для БПЛА.

Директор центра отметил, что для обратной разработки будут браться дроны, произведенные в Китае, Вьетнаме и Таиланде.

«Опыт показывает, что изменение в конструктивной особенности технических средства вносится в зоне СВО два раза в месяц. И тут нужно держать руку на пульсе, чтобы не отстать. И поэтому мониторинг всего, что производится, дружественное или недружественное, производится постоянно. Постоянная оценка решений, оценка качественных решений, оценка решений связи», — заключил Денис Меликов.

По словам Меликова, НПЦ БАС — инжиниринговый центр, задача которого — объединить разработчиков.

«46 резидентов вошли в НПЦ БАС на сегодня. Они через Фонд национально-технической инициативы под свои проекты получают гранты на разработки. Фронд одобряет им концепцию разработки, они получают финансирование, приходят к нам. Мы под эту концепцию делаем разработку, производим ее, отдаем. Они отчитываются перед фондом и дальше принимается решение — идет эта разработка в серию или нет», — сказал директор.

Он уточнил, что в 2025 году мощности предприятия будут загружены на 40-46%, в 2026 году — на 80% и далее уже 100%.

«На сегодня задействовано 6,5 тысячи квадратных метров производственных площадей, увеличение будет до 9,5 тысячи к концу 2025 года», — добавил Меликов.

После создания модели БПЛА ее потребуется испытать. Это будет происходить на площадке в Парабельском районе — там есть подходящая взлетно-посадочная полоса.

«После того как новая машина доказала, что она имеет право на существование, она встает на массовое производство», — уточнил директор НПЦ БАС.

Прежде чем БПЛА запустить в производство, оно должно налетать определенное количество часов и километров. И здесь у Томской области есть преимущество, так как регион обладает большим количеством свободных площадей — лесов, полей. В случае аварийной ситуации никто не пострадает.

На площадке в Томске также размещены авиационный учебный центр (АУЦ), ситуационный центр и участок обработки пластмасс и композитов. АУЦ позволяет ежегодно подготавливать до 500 специалистов в области беспилотных авиасистем. Обучение пилотов будет производиться с практикой в большой полетной зоне.

В ситуационном центре происходит отслеживание БПЛА, оборудованных трекерами. Это, в свою очередь, дает возможность интеграции в систему автоматического анализа возможных нештатных ситуаций и принятия мер по их предупреждению. Здесь также внедрены системы метеорологического контроля.

«Подобного по масштабу и компетенциям научно-производственного центра беспилотной авиации за Уралом больше нет, — сказал на открытии НПЦ БАС губернатор Владимир Мазур. — Здесь томские ученые и производственники будут вместе решать задачи, которые стоят перед экономикой».

По его словам, НПЦ БАС позволит Томской области развиваться «другими темпами». Учитывая, что в регионе есть много труднодоступных районов, с помощью БПЛА можно развивать доставку грузов, лекарств.

Напомним, с 2022 года в регионе был установлен экспериментальный правовой режим по использованию дронов массой свыше 30 килограммов. С 2023 года в Томской области реализуется совместный проект Томского государственного университета и АО «ГЛОНАСС» по повышению безопасности, прозрачности применения и доступности воздушного пространства для беспилотных летательных аппаратов.

Смотрите также

Комментарии