Транспортная карта для оплаты проезда заработала в Томске. Мы протестировали ее — вот что нужно знать
Транспортная карта для оплаты проезда заработала в Томске. В настоящее время она работает в маршрутных автобусах — на 8 муниципальных маршрутах из 13-ти. Журналист vtomske.ru одна из первых получила транспортную карту и протестировала ее в деле.
Обсуждения о внедрении единой транспортной карты в Томске велись еще в 2020 году. Позже процесс ставили на паузу. Летом 2021 года в мэрии сообщили, что вернулись к работе над созданием единой карты. В 2024 году департамент городского хозяйства мэрии провел конкурс по отбору оператора автоматизированной системы учета и безналичной оплаты проезда в пассажирском транспорте. Победителем стала местная компания — ООО «Проект». Планировалось, что транспортные карты заработают с 1 января 2025 года — одновременно с запуском новой маршрутной сети.
Однако введение новой транспортной схемы отложили, ее сейчас дорабатывают. А единую карту для оплаты проезда решили внедрить в работу раньше.
По информации департамента городского хозяйства, сейчас транспортная карта работает на 8 маршрутах:
- №4, 11, 12, 20 (перевозчик ООО «ЛАНА»);
- №19, 29, 53 (перевозчик ООО «РУЖАВТО»;
- №30/33 (перевозчик ООО «АНЯ»).
«В дальнейшем планируется увеличение количества маршрутов, в том числе введение транспортной карты на маршрутах городского наземного электрического транспорта, данная работа уже ведется», — отмечают в департаменте.
Как получить транспортную карту?
По информации разработчика карты, получить ее можно двумя способами:
- оставить заявку на получение на сайте — с вами свяжутся, чтобы узнать место и время, куда можно привезти транспортную карту;
- прийти в один из офисов Газпромбанка и забрать карту там (Иркутский тракт, 100; 1905 года, 7; Академический проспект, 5/1; Красноармейская, 101).
Журналист vtomske.ru решила получить карту в офисе банка. Но когда пришла туда вечером 29 января, встретила удивленные лица сотрудников, которые ничего не слышали про «пластиковый документ». Чуть позже выяснилось, что произошла заминка со стартом выдачи карт в офисах Газпромбанка: скоро они там появятся. С журналистом связался сотрудник ООО «Проект», который предложил привезти карту в удобное место. Так и решили: днем 30 января карта уже была в редакции.
Как пополнить транспортную карту?
Карточку выдают бесплатно, без каких-либо дополнительных документов. Но ее активация стоит денег — 100 рублей. По факту это и есть стоимость транспортной карты.
Чтобы начать ей пользоваться, нужно активировать «пластиковый документ» на сайте. Это делается через личный кабинет на сайте проекта. Нужно ввести номер карты и готово. Интерфейс максимально простой и понятный, пополнение происходит через СБП — на экране компьютера появляется QR-код для оплаты активации. Таким же способом в дальнейшем карту нужно пополнить. Деньги зачисляются сразу.
Не хватает мобильного приложения, через которое войти в личный кабинет можно было бы прямо со смартфона. В перспективе, скорее всего, оно появится, пока система обкатывается.
Оплата транспортной картой в маршрутках — личный опыт
После активации транспортной карты журналист vtomske.ru решил ее опробовать в деле и совершил две поездки. Первая была на автобусе №19 — на остановку приехал большой «Ютонг». Входить только через переднюю дверь, сразу нужно оплатить проезд.
«Водитель подготовил терминал для оплаты, я прислонила транспортную карту и почти сразу прозвучал звуковой сигнал — деньги списались», — рассказала журналист редакции.
Вторая поездка была на маршрутке №29. И тут карта подкачала.
«Приехал новый большой «Ютонг», я также зашла через переднюю дверь, поднесла к терминалу карту, но он никак не среагировал. Попробовала трижды, ничего не получилось. В итоге достала обычную банковскую карту и расплатилась ею», — отметила корреспондент.
Журналист позже проверила свой личный кабинет — деньги списались только один раз. Кстати, на сайте также отображается информация о совершенных поездках.
Возможно, на старте карта будет давать сбои, надеемся дальше оператор сможет устранить подобные неполадки.
Что важно знать?
Оператор транспортной карты дает несколько советов по ее использованию.
Одна карта — один человек. С одной карты нельзя оплатить поездку для двух и более лиц. Для ребенка тоже нужна своя транспортная карта.
Если карта не сработала? Рекомендуют проверить баланс, держать карту близко к терминалу. Если результата нет — оплатить другим способом.
Карта не блокируется. В случае утери или повреждения карты ее невозможно заблокировать.
Баланс не восстанавливается. Средства, оставшиеся на карте, невозможно восстановить.
Если водитель просит подтвердить оплату? Попросите водителя найти на переносном терминале в списке оплат 4 последние цифры своей карты.
Как это все будет работать дальше?
Осенью 2025 года в Томске планируется запустить новую маршрутную схему. Сделать это планировали еще с января, но после критики томичей изменения решили отложить и дополнительно проработать. До этого обсуждалось, что в новых контрактах, которые будут заключены с перевозчиками, администрация включит пункт о транспортных картах, чтобы они действовали на всех маршрутах.
Еще один вопрос — появятся ли валидаторы в маршрутных автобусах. В трамваях они были, но работали плохо. Сейчас их вообще убрали, чтобы заменить на новые. В троллейбусах новые валидаторы тоже должны появиться.
Сейчас транспортная карта мало чем отличается от банковской карты — да, там может лежать ограниченное количество денег, это более безопасно, но по факту работает также. Если в автобусах появятся валидаторы, тогда у транспортной карты будет больше преимуществ.
Еще один серьезный минус — невозможность заблокировать карту и вывести оттуда деньги в случае ее утери. Большую сумму на такую карту за раз не положить — небезопасно.
И конечно, нужно внедрять схему с пересадками — когда, например, за 60 минут совершаются две поездки и вторая стоит дешевле.