Мэрия Томска рассказала подробности о планах закрыть один департамент и создать другой
Департамент архитектуры и градостроительства планируют упразднить в администрации Томска в связи с лишением города значительного числа градостроительных полномочий. Оставшиеся полномочия передадут департаменту управления муниципальной собственностью, который пополнят чиновники из ликвидируемой структуры. Для полноценного решения вопросов жилищной политики мэрия предлагает создать отдельный новый департамент. Также изменения коснутся полномочий районных администраций. Подробности — в материале vtomske.ru.
Ликвидация департамента архитектуры и другие коррективы
О планах по ликвидации департамента архитектуры стало известно в конце прошлой недели из повестки заседания комиссии по регламенту и правовым вопросам думы Томска на 21 февраля. Согласно документу, из-за значительного сокращения градполномочий Томска мэрия предлагает упразднить департамент архитектуры и градостроительства путем присоединения к департаменту недвижимости; а полномочия, которые остались у города после перераспределения, — передать департаменту недвижимости. Также сообщалось о планах создать новый департамент жилищной политики, упразднив соответствующий комитет в администрации.
Начальник департамента управления муниципальной собственностью администрации Наталья Бурова сообщила на комиссии гордумы по регламенту в среду, что большинство градостроительных полномочий Томска перешли на уровень области. Текущие полномочия исполняются в мэрии департаментами архитектуры и управления муниципальной собственностью. Из-за изменений с полномочиями первый департамент предлагается присоединить ко второму.
Закон о передаче большой части полномочий Томска и Томского района в сфере земельных отношений и градостроительства на уровень области облдума приняла в конце 2023 года. Внес его губернатор Владимир Мазур, который заявлял, что областной центр не использует большинство полномочий в сфере градостроительства. Полноценно действовать закон начнет в июне 2024 года. До этого времени действует переходный период. Как объясняли в облдепартаменте архитектуры и строительства, передача полномочий нужна для реализации нацпроектов, обеспечения единства управления, повышения качества городской среды и единой градостроительной политики. Шесть градостроительных полномочий, связанных с взаимодействием с гражданами, оставили на местном уровне. Ларьками, рекламой, объектами благоустройства тоже будут заниматься муниципалитеты. Все доходы от использования земель, в том числе от их продажи, аренды, будут по-прежнему поступать в местные бюджеты.
Мэрия, по словам Натальи Буровой, собирается сформировать новый отраслевой орган — департамент жилищной политики. Он будет заниматься вопросами муниципального жилищного фонда. Комитет жилищной политики в структуре администрации предлагается упразднить.
«Был комитет жилищной политики, и часть полномочий была закреплена за районными администрациями. Теперь предлагается перераспределить полномочия райадминистраций, создать новый орган», — добавила она.
Для создания нового департамента не потребуется увеличивать штат или расходы бюджета, сказала Бурова. Численность муниципальных служащих, по ее словам, останется прежней — 1,1 тысячи человек. Сотрудников департамента недвижимости за счет ликвидации департамента архитектуры и перераспределения полномочий станет больше примерно на 30 человек. «Плюс будет создан новый департамент, перераспределяются полномочия районных администраций», — отметила она.
Полномочия райадминистраций
Как сообщил и.о. начальника департамента правового обеспечения мэрии Андрей Комогорцев, перераспределения полномочий также коснутся районных администраций.
«Принимая во внимание, что часть полномочий уходит на уровень области, идет внутренне перестановка полномочий между районными администрациями и департаментами и управлениями. В районные администрации мы добавляем в части жилищного законодательства проведение собраний; осуществление, согласование, переустройство перепланировки помещений в многоквартирном доме; организация комиссий по переводу жилых помещений в нежилые. И самое основное, что мы на районы возлагаем, — обеспечение проведения правил благоустройства и организации всего комплекса мероприятий по ремонту и содержанию внутриквартальных проездов — тем самым перераспределяем полномочия между районами и департаментом дорожной деятельности. Также районные администрации будут отвечать за снос жилых домов, непригодных для проживания. Предлагаем унести на районы и размещение нестационарных торговых объектов — сейчас это частично райадминистрации, частично — департамент управления муниципальной собственностью, но это должно быть в одних руках», — рассказал Андрей Комогорцев.
Заммэра по строительству и архитектуре Алексей Макаров отметил, что все вопросы, касающиеся жилищной политики, перейдут из ведения районных администраций в новый департамент жилищной политики.
«Что касается работы с управляющими компаниями, она остается в районах, соответствующими людьми. Это и проведение собраний, и переустройство, и подключение домов к теплу. В департамент переходит только жилищная политика, касающаяся аварийного жилья, маневренного фонда, спецжилфонда, капитального ремонта маневренного фонда, консервация объектов, и прочее», — отметил Макаров.
Новый департамент по жилью
Относительно создания департамента жилищной политики и ликвидации соответствующего комитета в администрации заммэра Алексей Макаров сообщил, что это повысит эффективность управления муниципальным фондом жилья, позволит реализовывать «единую политику в сфере жилищных отношений».
«Проект направлен на четкое разграничение функций между органами администрации, исключения неопределенности из содержания, а также межведомственного дублирования. <...> Создание департамента не несет финансовой нагрузки на муниципалитет. Планируется создание порядка 60 единиц муниципальных служащих. Из районных администраций уходят 19 ставок, 13 из них идет непосредственно в комитет жилищной политики. <...> Департамент состоит из шести комитетов, идет предоставление девяти муниципальных услуг», — сообщил Алексей Макаров.
В том числе это признание жилья непригодным для проживания, аварийным, признание садового дома жилым и наоборот, переселение граждан из аварийного жилья, предоставление жилья детям-сиротам; прием заявлений на соцнаем жилья, прием заявлений и заключение договоров передачи в собственность гражданам в собственность муниципального жилья, постановка людей на учет в качестве нуждающихся в жилье, и прочее.
«Создание департамента позволит структурировать полномочия, чтобы люди не ходили и не искали концы в различных районных администрациях, у специалистов, а решали все вопросы в одном полноценном органе», — сказал Макаров.
Заммэра добавил, что в Томске 600 домов признаны аварийными, в год прирост — порядка 100-125. Более 10 тысяч помещений муниципального жилья нужно приводить в порядок, ремонтировать, переселять граждан.
«Расселение на сегодня только порядка 8 тысяч человек, которых необходимо обеспечить, плюс дети-сироты — более 1,2 тысячи, которым надо предоставить квартиры. Ситуация сложная сложилась как по приобретению, так и по заселению детей-сирот. Проблема была с аварийным жильем. <...> Нагрузка на одного специалиста в комитете жилищной политики — порядка 150-200 документов в месяц. У комитета и специалистов райадминистраций объем информации, который они вынуждены обрабатывать, сопоставим полностью с документооборотом администрации Томска. Поэтому структура и положение, которое мы представили, полностью отражает необходимость создания департамента», — добавил заммэра.
Начать работу департамента, по его словам, планируется с 3 июня.
Члены комиссии по регламенту все озвученные предложения по изменениям поддержали при условии положительного заключения прокуратуры и юристов. Впоследствии все эти вопросы будут рассматривать на общем заседании думы Томска.