Глава УФАС рассказал о росте цен на бензин в Томской области
Бензин в Томской области в 2023 году в среднем подорожал на 3%, рассказал журналистам глава Томского УФАС Вадим Алиев. Основными причинами роста, по его словам, стали налоговая нагрузка, стоимость закупки и доставка.
«По рынку бензина Томское УФАС на постоянной основе осуществляет мониторинг розничных и оптовых цен. В настоящее время дополнительно исследуется розничная инвентаризация бензина для проверки обоснованности цен поставщиков. В 2023 году в Томской области цена на автомобильное топливо Аи-92, Аи-95 выросла примерно на 3—3,5% с учетом сезонности; на дизельное топливо уменьшилась на 0,1%», — рассказал Алиев журналистам.
По его словам, основными факторами, которые влияют на динамику стоимости бензина, являются налоговая нагрузка, в том числе плановое повышение ставки акциза, а также стоимость закупки топлива, расходы на доставку.
«Правительством принимается ряд мер, которые направлены на стабилизацию и остановку роста цен на розничных рынках топлива. Действует механизм демпфера на сегодня, позволяющий сгладить влияние мировых нефтяных котировок на цены; механизм увеличения нормативов продаж на бирже», — уточнил глава УФАС.
Демпфер — это механизм сдерживания цен топлива на внутреннем рынке при резких колебаниях цен на нефть. Его суть заключается в том, что бюджет доплачивает нефтяникам, если экспортная цена на топливо превышает фиксированную цену внутреннего рынка.
По информации Томскстата, бензин марки Аи-92 в начале января этого года в среднем стоил 44,7 рубля за литр, в конце августа — 48,12 рубля. Бензин Аи-95 подорожал с 47,19 рубля за литр до 51,55 рубля; марка Аи-98 и выше — с 54,93 до 63,68 рубля. Дизельное топливо в конце августа в среднем стоило — 62,26 рубля (в начале января 61,69).
6 сентября стоимость бензина марки Аи‑95 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже обновила исторический максимум и поднялась выше отметки 76 тысяч рублей за тонну. Бензин марки Аи-92 в среду подорожал до 65 472 рублей за тонну.
Биржевые цены на топливо находятся на высоких уровнях длительное время, несмотря на то что в России производятся достаточные объемы бензина, а дизельного топлива — в разы больше потребления, отмечал в августе «Интерфакс». На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже сформировался дисбаланс спроса и предложения. Среди причин — высокий спрос в сезон отпусков, разгар сельскохозяйственных работ, начало закупок топлива для отдаленных регионов, а также ремонты нефтеперерабатывающих заводов, сообщало агентство.
Минэнерго РФ отмечало, что производство нефтепродуктов полностью обеспечивает существующий спрос на топливо, в том числе за счет переориентации части экспорта бензина и дизтоплива на внутренний рынок.