14 октября, понедельник
+3°$ 96,07

«Обвинение непонятно»: Ксения Фадеева в суде прокомментировала свое уголовное дело

«Обвинение непонятно»: Ксения Фадеева в суде прокомментировала свое уголовное дело
Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

В суде продолжается рассмотрение уголовного дела депутата думы Томска и экс-координатора местного штаба Навального* Ксении Фадеевой**. Комментируя предъявленное обвинение, Фадеева отметила, что оно больше касается самого Алексея Навального** и других руководителей ФБК***, нежели ее. По мнению защиты, обвинение изложено непонятно.

Рассмотрение уголовного дела в отношении Ксении Фадеевой* началось 14 августа в Советском районном суде Томска. Ее обвиняют в организации экстремистского сообщества с использованием служебного положения и пропаганде создания НКО, посягающей на личность и права граждан (часть 3 статьи 282.1 и часть 3 статьи 239 УК РФ). Накануне прокуроры зачитали обвинение. Оно связано с участием Ксении Фадеевой в деятельности политика Алексея Навального: Фадеева несколько лет возглавляла томский штаб Навального.

15 августа процесс по делу продолжился. Ксения Фадеева отметила, что о признании или непризнании вины она скажет на стадии предоставления доказательств со стороны защиты. Вместе с этим подсудимая высказала свое отношение к предъявленному обвинению.

Она отметила, что из обвинения неясно, в какой период она, по версии следствия, совершила преступление в части организации экстремистского сообщества, в чем, по версии обвинения, заключалась ее руководящая роль.

«Сторона обвинения полагает, что я руководила экстремистским сообществом. А в какой период? Это непонимание у меня возникло в связи с тем, что в обвинении про меня говорится, что в Томске Фадеева К.В. с апреля по октябрь 2017 года была заместителем координатора (штаба), а далее — координатором (до апреля 2021 года), то есть руководителем структурного подразделения экстремистского сообщества. В какой момент у меня возник умысел на совершение преступления? В обвинении нет четкого ответа на этот вопрос. Видимо, для обвинения это не особо важно, но мне все-таки хотелось бы понять», — отметила Фадеева.

Справки из Минюста за 2020 год и более ранний период прямо говорят, что экстремизма в деятельности Фонда борьбы с коррупцией (ФБК), по словам томички, не обнаружено.

«После прочтения обвинения у меня сложилось ощущение, что оно в целом было написано под конкретных людей — Навального, Волкова**, Жданова** и других руководителей ФБК. Большая часть моего дела про них. Большая часть обвинения — это перечисление того, что делали эти люди. А я как будто иду там так, через запятую. Мне непонятно, как я должна защищать себя, если в этой части обвинение просто не расписало объективную сторону совершенного именно мною преступления с момента закрытия штаба и до моего задержания в конце 2021 года. Мне непонятно, какую именно экстремистскую деятельность я осуществляла после апреля 2021 года», — заявила Ксения Фадеева.

Что касается использования служебного положения, здесь, по словам подсудимой, тоже есть пробелы. Фадеева подчеркнула, что она добровольно прекратила деятельность в структурах Навального после решения суда о признании организаций экстремистскими. С момента закрытия штаба до ее задержания прошло несколько месяцев.

«Я не отказывалась от дачи показаний, рассказала все, что знала о деятельности штабов, Навального и ФБК. Я для себя решила просто рассказать всю правду — кто за что отвечал, чем мы занимались. От начала до конца мои слова — правда. Я решила, что скрывать мне нечего. Видимо, следствие не устроило то, что оно услышало, ведь там не было слов о том, что якобы с 2017 года я понимала, что наша цель — насильственный захват власти. Вместо этого я рассказала про участие в местных выборах. На вранье меня следователи не поймали, я ничего не выдумывала, не приукрашивала», — добавила томский депутат.

Что касается статьи 239 УК РФ «Создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан», часть третья прописывает наказание за участие в такой НКО, а равно пропаганду ее создания. По словам Фадеевой, в фабуле обвинения ничего не говорилось о пропаганде. Также не раскрыт прозвучавший мотив политической ненависти.

«На протяжении всей своей работы в штабе и уже после апреля 2021 года я неоднократно взаимодействовала и с правоохранительными органами, и с представителями власти. Общение всегда проходило в вежливом ключе. С чиновниками я постоянно взаимодействовала в качестве муниципального депутата», — добавила томичка.

Адвокат Кирилл Терехин поддержал позицию своей подзащитной. Он отметил, что в тексте обвинения приводятся мотивы совершения преступления, «приписываемые следствием лишь Навальному и иным руководителям ФБК». Также, исходя из текста обвинения, Фадеева перестала быть руководителем структурного подразделения экстремистского сообщества в апреле 2021 года.

«То есть, как следует из текста обвинения, добровольно прекратила свое участие в деятельности сообщества, что в принципе влечет освобождение ее от уголовной ответственности. <...> По второму обвинению Уголовный кодекс подразумевает создание и руководство НКО. То есть под пропагандой деяний подразумевается пропаганда именно создания и руководство, а не действие в самих организациях. Вместе с тем в фабуле предъявленного обвинения не содержится описания действий, направленных на пропаганду», — сказал Терехин.

Прокурор со своей стороны заявил, что обвинение сформулировано и предъявлено. Доказательства будут исследованы дальше. Сейчас гособвинитель будет руководствоваться тем обвинением, которое уже предъявлено и озвучено. Адвокат настаивал, что его подзащитная имеет право знать и понимать, в чем именно она обвиняется, чтобы выстроить линию защиты.

«Если моей доверительнице непонятно предъявленное обвинение, если она не может понять время, место и способ совершения преступления, если обвинение изложено непонятно и нелогично, то это задача государственного обвинителя и суда — разъяснить», — добавил Терехин.

Суд решил продолжить заседание дальше без дополнительных разъяснений, после чего прокурор приступил к оглашению письменных доказательств. В течение первого часа гособвинитель зачитывал информацию про регистрацию юрлиц и НКО, связанных с Навальным, признании структур иностранными агентами и другое.

*Деятельность штабов Навального признана экстремистской и запрещена на территории РФ

**Росфинмониторинг внес Ксению Фадееву, Алексея Навального, Ивана Жданова и Леонида Волкова в перечень террористов и экстремистов. Иван Жданов и Леонид Волков признаны иноагентами

***Деятельность ФБК признана экстремистской и запрещена на территории РФ. Также по решению Минюста России ФБК включен в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента

Смотрите также

Комментарии