24 ноября, воскресенье
-3°$ 102,58
Прочтений: 4431

ЦБ описал типичную жертву финансовых мошенников

ЦБ описал типичную жертву финансовых мошенников
Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Банк России описал портрет клиента, который наиболее подвержен обману мошенников. Вопреки распространенному мнению, это мужчина от 25 до 44 лет со средним образованием и достатком. Об этом в ходе круглого стола 16 февраля рассказала управляющая отделением по Томской области Сибирского ГУ Банка России Елена Петроченко.

Новые финансовые пирамиды

В России за 2022 год количество случаев хищения денег с банковских счетов сократилось впервые за семь лет — на 15 %.

В общей сложности размер ущерба от действий кибер-мошенников за 2022 год по России составил 14,2 миллиарда рублей. Были случаи, когда банки возвращали деньги потерпевшим. Но только в тех случаях, когда они могли доказать, что списание средств произошло без их участия. Всего вернули людям 618,4 миллиона рублей (4,4 % от всего объема краж).

ЦБ за прошлый год заблокировал более 756 тысяч номеров и почти две тысячи страниц в соцсетях, несколько десятков мобильных приложений. Общее количество направленных на блокировку электронных ресурсов составило свыше 15 тысяч, сказала Елена Петроченко.

В последнее время, по ее словам, жители страны часто вовлекаются в финансовые пирамиды через телеграм-каналы. Их авторы предлагают доверчивым людям купить электронную валюту (называться она может по-разному: бонусы, токены и прочее) и выйти с помощью этого на баснословную прибыль. Собрав достаточную сумму с доверчивых пользователей, телеграм-каналы закрывают, а люди остаются ни с чем.

В Томской области, по данным УМВД, с каждым годом случаев мошенничества становится все больше (2022 году — 3,5 тысячи случаев). Большую долю занимают именно телефонные мошенничества. Злоумышленники звонят, представляются сотрудниками банка или правоохранительных органов, а затем убеждают перевести деньги на якобы безопасный счет.

«Включить разум»

Очень часто мошенники не только выманивают накопления, еще заставляют брать в долг. Управляющая томским отделением банка «Открытие» Олеся Гребнева рассказала, что когда клиент обращается с такой целью в отделение, сотрудники банка стараются распознать признаки того, что он находится под влиянием. Клиент постоянно с кем-то говорит по телефону или переписывается, не интересуется ставками, сроками, графиками платежей.

«В таком случае клиенту задают множество вопросов: для чего эти деньги, как он собирается их потратить, из каких доходов он будет возвращать и прочее. Наша задача — включить разум, вырвать человека из этого состояния. К сожалению, с той стороны телефонной трубки работают такие психологи, которые просто вводят в какой-то транс», — говорит Олеся Гребнева.

Она отметила, что если есть серьезное подозрение, что клиент находится под влиянием мошенников, сотрудники банка ищут любой повод, чтобы отказать в выдаче кредита: технический сбой, нет денег в кассе и прочее.

В случае, если клиент под влиянием мошенников хочет забрать свои сбережения, сотрудники банка мало чем могут помешать. «Сутки мы еще можем потянуть, но не больше. В этом случае сотрудники банка могут лишь взывать к здравому смыслу», отметила Гребнева.

Портрет типичной жертвы

В ноябре 2022 года ЦБ провел опрос о степени удовлетворенности людей уровнем безопасности финансовых услуг. На основе полученных данных составили среднестатистический портрет гражданина, который наиболее подвержен обману мошенников.

«Выяснилось, что это работающий мужчина со средним уровнем дохода и средним образованием, возраст — от 25 до 44 лет. Он проживает в городе и активно пользуется банковскими онлайн сервисами. Это далеко не пенсионеры», — рассказала Елена Петроченко.

Смотрите также

Комментарии