Власти продолжают просить думу урезать ООПТ для строительства развязки на юге Томска
Проект строительства транспортной развязки в сторону Аникино прошел государственную экспертизу, стоимость его реализации составляет 2,132 миллиарда рублей. Мэрия Томска вновь предлагает думе урезать особо охраняемую природную территорию вблизи поселка Геологов, чтобы строить развязку. Также для ее строительства собираются снести заправку и в дальнейшем разобрать часть улицы Басандайской, которую недавно отремонтировали за 140 миллионов рублей.
Ранее власти сообщали, что для разгрузки автомобильных потоков на юге Томска будут созданы три транспортных узла: двухуровневая развязка на Богашевском тракте, движение по которой запустили в 2021 году, реконструкция Транспортной площади (год назад томичам показывали разные варианты) и развязка в сторону Аникино. В конце мая текущего года в мэрии сообщили, что для строительства новой аникинской развязки у томичей планируется выкупить порядка 30 земельных участков. Наряду с этим для возможности расширения дороги из ООПТ «Лесной массив улицы поселка Геологов» предложили исключить 1,6 гектара. Дума урезать охраняемую территорию не согласилась. Однако проект наряду с этим проходил экспертизу.
На собрании комитета гордумы по градостроительству, землепользованию и архитектуре 18 октября заммэра Алексей Макаров сообщил, что на сегодняшний день утверждены проект планировки и межевания объекта. Проект прошел государственную экспертизу и получил положительное заключение.
В целом изменений проект не претерпел, для расширения дороги и строительства развязки по-прежнему предлагается исключить из ООПТ «Лесной массив улицы поселка Геологов» 1,6 гектара.
Представитель «РосИнсталПроект», которая разрабатывала проект строительства развязки, при этом отметил, что экологические изыскания не выявили на территории, которую предлагается исключать, краснокнижных растений и животных.
Ранее о их наличии говорил депутат Игорь Лютаев. Сейчас же депутат попросил проектировщиков и администрацию предоставить заключение экологической экспертизы, которое свидетельствует об отсутствии ценных экземпляров на данной территории.
Алексей Макаров также отметил, что на время стройки участок дороги Томск — Аникино — Ярское, попадающий в зону строительства, будет использоваться для проезда транспорта, а после окончания стройки его предлагается вывести из эксплуатации, разобрать дорогу, рекультивировать и добавить их к ООПТ «Береговой склон Томи от Южной до Аникино».
При этом Макаров рассказал, что участок дороги, о котором идет речь, был ранее отремонтирован за 140 миллионов рублей. Ответить на вопрос депутатов о том, кто будет отвечать за расходование средств фактически впустую, так как дорогу хотят разбирать, Макаров не смог.
Также Макаров сообщил, что заправку, которая находится на автодороге, планируют изъять с компенсацией собственнику. «Если собственник выйдет на администрацию города, мы готовы предложить варианты иных мест размещения заправки», — добавил он.
Наряду с этим присутствующий на заседании комитета проектировщик «РосИнсталПроект» сообщил, что расположенный на участке дороги магазин «Абрикос» останется на месте, однако частью парковки за ним придется пожертвовать из-за необходимости выноса за пределы дороги газопровода.
В целом вариантов развязки рассматривалось девять, после чего остановились на двух наиболее подходящих, а из них уже выбрали приоритетный.
«Варианты рассматривались примерно идентичные, классическая форма развязки — примыкание. К разработке проекта был принят вариант с путепроводом по Богашевскому тракту и классическим въездом в город со стороны аэропорта, отсутствует тоннельный эффект. Въезд в поселок Геологов при этом проектируется новый, со стороны Богашевского тракта. Здесь мы сможем попасть в поселок без перепробега с любого направления», — сообщил представитель компании.
Развязка типа «труба» с путепроводом по Богашевскому тракту
Развязка на примыкании улицы Басандайской к Богашевскому тракту
Новый проезд в поселок Геологов
Также он отметил, что были проработаны два варианта с сохранением улицы Басандайской, однако использовать их не стали.
«Когда мы две полосы Басандайской оставляем, но тогда наша развязка попадает в полосу отвода железной дороги и непосредственно на нее. Этот вариант был отсечен, так как это не экономично, не технологично и получить земли РЖД невозможно. Второй вариант — передвижение развязки с железной дороги с сохранением всех параметров автодороги и заход Богашевским трактом в ООПТ. С учетом рельефа, оврага мы бы забирали у нее намного большую площадь. Поэтому эти варианты были исключены», — пояснил проектировщик.
Варианты развязки с использованием существующей улицы Басандайской
Конечная стоимость реализации проекта с оценкой выкупа земельных участков составляет, по словам проектировщика, 2 миллиарда 132 миллиона рублей.
Юрий Дроздов, глава Томскавтодора, который является заказчиком работ, в свою очередь отметил, что проект предусматривает 28 месяцев строительства развязки. Для начала работ, по его словам, требуется принятие ООПТ и решение вопроса с финансированием — его надеются получить из федеральной казны.
Депутат Игорь Лютаев в ответ на это подчеркнул, что проект изначально должен был готовиться и проходить экспертизу при условии получения положительного решения думы по переводу перевода земель.
«Вы как заказчик должны были составлять техзадание и потом передавать документы в экспертизу, учитывая риски, что дума города Томска не переведет эту землю из ООПТ и все траты могут фактически пропасть», — сказал Лютаев.
Дроздов же отметил, что развязка нужна, и за средства области ее потом не построить. «У нас есть пока время, чтобы позиционировать себя, что нам нужна развязка», — сказал он.
Несмотря на то что дума в июне отклонила такой вариант проекта, мэрия предлагает рассмотреть его снова.
Глава комитета Андрей Петров отметил, что варианта развития событий здесь два. По его словам, либо вопрос будет вынесен на рассмотрение комитета через месяц, после чего при одобрении будет рассмотрен на думе, либо на рассмотрение парламента его может вынести совет думы, не учитывая мнения комитета.