22 декабря, воскресенье
-8°$ 102,34

ЦБ: клиенты томских банков жалуются на навязывание страховок и допуслуг

ЦБ: клиенты томских банков жалуются на навязывание страховок и допуслуг
Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

С января по сентябрь 2020 года томичи пожаловались в ЦБ на банки региона 804 раза. Из них 32 жалобы касались навязывания страховок и дополнительных услуг, сообщила управляющая томским отделением Сибирского ГУ Банка России Елена Петроченко.

«Люди всегда стремятся обезопасить свои деньги и себя. Менеджеры банков знают это и при оформлении, например, карты могут навязчиво предлагать клиенту купить страховку от хищений, выдавая ее за обязательную услугу», — отметила Петроченко, ее цитирует пресс-служба ведомства.

По ее словам, еще одна ситуация — навязывание страховок при оформлении кредита. Такая покупка должна быть добровольной, отметила Елена Петроченко.

«По закону клиент и не обязан соглашаться на дополнительные платные услуги, к которым относится страхование жизни, здоровья или гражданской ответственности. Отказывать по этой причине в кредите неправомерно. Банк должен предложить кредит на других условиях <...>. Если же банк не предлагает альтернатив или же не дает выбрать страховщика для заключения договора — это повод обратиться с жалобой в Банк России», — отметила Елена Петроченко.

Если же клиент решил оформить страховку, а после — отказаться от нее, то банк вправе повысить стоимость кредита. Для того чтобы все-таки отказаться от страховки и вернуть деньги в полном объеме, есть 14 дней с момента подписания договора — так называемый период охлаждения.

При этом отказаться можно не от любой страховки.

«Если вы взяли ипотеку, то страхование жилья является обязательным. Та же ситуация и с автокаско в случае, если купленный автомобиль находится в залоге у банка. От большинства остальных видов личного страхования, например страхования жизни, ДМС, страхования гражданской ответственности перед третьими лицами, можно отказаться. Но если не наступил страховой случай», — рассказала специалист.

Период охлаждения подойдет и в случае мисселинга — ситуации, когда человека вводят в заблуждение и продают ему не тот финансовый продукт, за которым он пришел. Воспользоваться периодом охлаждения можно только в том случае, если «подменным» оказался страховой продукт.

«Это самый распространенный случай — человек приходит открыть вклад, а ему под видом депозита продают полис инвестиционного страхования жизни (ИСЖ)», — добавила Елена Петроченко. По ее словам, ИСЖ нужно уметь пользоваться, а также он подходит не для всех целей.

Елена Петроченко подчеркнула, что за девять месяцев 2020 года в томское отделение Банка России поступило восемь жалоб на мисселинг. Часть из них были связаны с покупкой полисов ИСЖ, другие касались продажи полисов накопительного страхования жизни (НСЖ).

Если клиенту сложно разобраться в каком-либо финансовом продукте, то он может пообщаться со специалистом Банка России в мобильном приложении «ЦБ онлайн».

Кроме того, Петроченко сообщила, что недавно все финансовые продукты обзавелись паспортами, которые состоят из двух-трех листов формата А4. Паспорта понятными словами раскрывают основные особенности финансовых продуктов. Петроченко добавила, что сейчас такие паспорта организации предоставлять не обязаны, однако инициативу Банка России поддержали многие участники рынка.

Смотрите также

Комментарии