Власти и подрядчик отрицают, что дом на Ленина может рухнуть из-за строительства корпуса ТГУ
Администрация Томска, «Консалтингстройинвест» и ТГУ отрицают негативное воздействие строительных работ на площадке бывшего профилактория вуза на находящийся вблизи деревянный дом по проспекту Ленина, 47/1. Однако жители боятся, что дом скоро разрушится.
Напомним, осенью текущего года правительство выделило более 1,5 миллиарда рублей на строительство нового учебно-лабораторного корпуса на месте бывшего профилактория на проспекте Ленина, 49. Строить корпус начал «Консалтингстройинвест».
В начале прошлой недели жильцы дома по проспекту Ленина, 47/1, который находится рядом со стройкой, обратились в редакцию. Томичи взволнованы состоянием своего дома — по их словам, он начал разрушаться после сноса здания профилактория и начала строительства нового корпуса. В 2019 году дом признали аварийным и подлежащим сносу, расселить его должны, по словам жильцов, до 2023 года. Однако люди боятся, что дом рухнет, не дождавшись расселения.
Комментарий мэрии Томска
Как сообщили в администрации города, представители мэрии встретились с жильцами квартир.
«Владельцы квартир двухэтажного деревянного дома по проспекту Ленина, 47/1, утверждают, что в результате сноса здания бывшего профилактория ТГУ на Ленина, 49, и начала строительства на его месте нового учебного корпуса университета в их доме появились трещины на стенах, перекосило лестницы, дверные проемы и потолки», — сообщили в мэрии.
С томичами встретился директор муниципального бюджетного учреждения «Проектно-сметное бюро» Сергей Некрасов и представители администрации Кировского района.
Специалисты осмотрели дом и пояснили жильцам, что «здание 1917 года постройки действительно в 2019 году было признано аварийным и должно быть расселено до 2023 года», отмечают в мэрии.
«Жильцы утверждают, что дом рухнет раньше, и просят рассмотреть вопрос о возможности досрочного расселения. Им пояснили, что такая возможность существует по решению суда в случае, если возникнет угроза внезапного разрушения. При данных обстоятельствах жители дома будут расселены во временное жилье маневренного фонда», — отметили в мэрии.
В администрации добавили, что представители строительной организации отрицают, что из-за действий на площадке в доме появились новые трещины и прочее.
«Специалисты утверждают, что проектно-сметная документация (ПСД) строительства нового корпуса ТГУ прошла госэкспертизу, в том числе в части оценки воздействия на соседние здания. При негативной оценке воздействия проект государственную экспертизу не прошел бы», — подчеркивают в мэрии.
Однако из-за беспокойства жильцов дома мэрия поручила администрации Кировского района и управляющей компании, в ведении которой находится дом, вести постоянный мониторинг его состояния.
«Консалтингстройинвест»
Прояснить ситуацию со стройкой мы попросили директора «Консалтингстройинвеста» Алексея Мошко.
«Конечно, за полной информацией необходимо обратиться к заказчику — в ТГУ. Но мы пока еще там работы даже не начали. Мы вообще еще не приступили к работам. Мы общались с жителями, претензии их необоснованны. Техника сейчас просто стоит, она не работает, и воздействия на дом нет. <...> Начать работы мы планируем в ближайшее время. Но мы сваи там бить не будем, там динамических никаких работ не будет вестись. Ничего такого не будет», — рассказал директор компании корреспонденту vtomske.ru.
ТГУ
После жалобы жителей дома мы обратились за комментариями также и в Томский государственный университет.
По словам проректора ТГУ по административно-хозяйственной работе и строительству Владимира Андриенко, при строительстве здания «в стесненных условиях строительства», по нормативам определяется зона влияния возможного воздействия от объекта.
Кроме того, при проведении государственной экспертизы проекта строительства это влияние учитывается и рассматривается экспертами.
«В зону влияния объекта жилой дом по проспекту Ленина, 47/1, не входит. При проектировании объекта учитывалась и технология строительства, в частности, устройство фундаментов предусмотрено погружением железобетонных свай методом вдавливания статической нагрузкой, что позволяет исключить динамические нагрузки во время строительства», — отметил проректор вуза.
Как рассказала vtomske.ru жительница дома Елена Зейле, помимо районной администрации и ТГУ жители ранее обратились к губернатору Томской области Сергею Жвачкину, и.о. заммэра Томска Михаилу Ратнеру, в строительный надзор, прокуратуру Томска и области. Ответов от ведомств томичи пока не получили.
«Я журналист, работала на региональном телевидении и помню, как в 1997 году мы били во все колокола по поводу состояния казармы томского училища связи. Но нам отвечали, что здание крепкое и выдержит. И я хорошо помню выражение лица Сергея Шойгу, который прилетел в Томск в день трагедии, когда 12 мальчишек погибли после обрушения казармы. Сейчас нас тоже убеждают, что эту стройку наш старинный дом выдержит. Но я не хочу допустить такой же трагедии. Когда я увидела, что наш дом рушится, я отсюда переехала, забрала дочку. Но здесь осталась жить моя мама. И люди еще в шести квартирах. Я прошу власти обратить на нас внимание, а не отмахнуться, что расселение на 2023 год», — рассказала Елена Зейле.
Она отметила, что власти предложили жильцам за свой счет заказать независимую экспертизу состояния дома, если они не согласны с утвержденными сроками расселения. Однако стоимость экспертизы и дальнейших судебных тяжб, как утверждает Елена, равна годовой зарплате ее мамы, которая работает в СибГМУ, и возможности провести экспертизу за свой счет нет ни у нее, ни у других жильцов.
«Я обращалась в ТГУ, просила провести экспертизу, говорила, что у нас одна платформа, мы будем рушиться, мы входим в зону застройки. Но нас не слышат. Я прошу создать комиссию из числа представителей мэрии, районной администрации, ТГУ, а также жителей дома, которая оценит его состояние и придет к выводу — восстановить его, отремонтировать или, если есть угроза обрушения, быстрее расселить. <...> Как говорит ректор ТГУ Эдуард Галажинский, на месте профилактория будет построен новый корпус мирового уровня. Но как в такую красоту впишется рядом находящаяся свалка, гаражи и наш рухнувший к тому моменту дом?» — недоумевает Елена Зейле.
При этом она отметила, что жильцы дома за любой вариант событий — восстановление и проведение капитального ремонта в доме или расселение, но не дожидаясь трагедии.
«Если будет возможность отремонтировать дом, мы будем только за! Нам ничего не нужно будет больше. Моя мама вообще спит и видит, что его отремонтируют. Но если будет угроза разрушения — нельзя медлить. <...> Самое главное для меня сейчас — не допустить трагедии, аналогичной той, что произошла в училище связи. Чтобы были ответственные, чтобы потом было с кого спрашивать. И конечно, если случится обрушение, я не хочу, чтобы здесь были люди, в том числе моя мама», — отметила Елена.
В свою очередь ее мама, Любовь Зейле, добавила, что квартиру в этом доме они купили пять лет назад, она надеялась провести в этом доме старость и очень хотела, чтобы его не сносили, а восстановили.
«Эта квартира здесь самая лучшая, и я хотела бы прожить в ней остаток своих дней. Но, что будет, я не знаю. Живем мы в этом доме пятый год. До сноса профилактория он был гораздо в лучшем состоянии, а при сносе его начало трясти, он начал разрушаться. После этого его признали аварийным, когда мы забили тревогу, когда он стал на глазах разрушаться. Фундамент разваливается. Видимо, стоит дом на одной земляной платформе с площадкой, где сейчас стройка. Дом разрушается. На расселение поставили на 2023 год. Если бы стройки не было, мы бы, может, и дотянули до 2023 года, а так я не представляю...» — отметила Любовь Зейле.