«Нет денег»: эксперт оценил законопроект о реновации жилья в регионах РФ
Законопроект о комплексном развитии территорий и расселении ветхого и аварийного жилья внесен на рассмотрение в Госдуму РФ. При его подготовке за основу был взят опыт Москвы, где реновация жилья проводится с 2017 года.
Законопроект предполагает внесение правок в Градостроительный, Жилищный и Земельный кодексы РФ. На рассмотрение в Госдуму документ внесли сенаторы Николай Журавлев, Олег Мельниченко, Андрей Шевченко и глава парламентского комитета по транспорту и строительству Евгений Москвичев.
В документе большое внимание уделяется понятию «комплексное развитие территорий». Решение о таком развитии могут принимать: правительство, власти регионов, а также органы местного самоуправления.
Комплексное развитие может проводиться на территории, если 50 % ее площади занимают, например аварийные дома, самовольные постройки или многоквартирники, вошедшие в адресную программу сноса и реконструкции. Осуществлять такое развитие смогут специально созданные для этого организации, которым власти передадут соответствующие полномочия, либо ИП и компании, привлеченные через аукцион.
В аукционах смогут участвовать компании с не менее трехлетним опытом строительства многоквартирных домов, которые сдали в эксплуатацию минимум пять тысяч квадратных метров жилья. По итогам работ они должны передать властям коммунальную инфраструктуру.
«Коммерсант» отмечает, что формулировки поправок во многом совпадают с правительственным законопроектом 2018 года о комплексном развитии территорий с принудительным изъятием недвижимости для муниципальных нужд по инициативе муниципалитетов.
По данным издания, многое в законопроекте взято из нормативной базы по программе реновации в Москве.
Авторы документа также предлагают дать властям в регионах полномочия составлять адресные программы по реконструкции и сносу многоквартирных домов. Решение о включении здания в программу может быть принято после одобрения двух третей собственников или нанимателей квартир. Исключить дом из программы будет возможно при сборе одной трети голосов. Порядок учета голосов должны определить местные власти.
Собственники и наниматели жилья в многоквартирных домах, включенных в программу по сносу и реконструкции, взамен получают равнозначные жилые помещения. То есть жилая площадь и количество комнат в новой квартире не должны быть меньше, чем в прошлом жилье.
Предоставляемая квартира должна располагаться в доме, который находится в том же районе, что и здание, попавшее в программу сноса и реконструкции. Стоимость нового жилья не может быть ниже стоимости освобождаемой квартиры.
Регионам нужны деньги
Комплексное развитие территории давно требуется Томску, однако город и регион в целом не имеют достаточного количества бюджетных средств на это, считает завкафедрой архитектуры гражданских и промышленных зданий архитектурного факультета ТГАСУ Сергей Овсянников.
«Вопрос заключается только в одном: в Томске и области для реализации этих полномочий нет средств. Городу остается 9 % от объема собираемых на территории налогов, области — 20-25 %. Бюджетная обеспеченность томича — тысяч 20, москвича — тысяч 200. Если с полномочиями передадут и средства, тогда этот законопроект будет не просто лозунгом, а сможет быть выполнен. Если нет — все может остаться на уровне пожеланий», — сказал Овсянников журналисту vtomske.ru.
Он подчеркнул, что застройщиков, которые могут выступать инвесторами в развитии территории, вряд ли заинтересуют подобные предложения, так как на это требуются большие средства — переселить людей из прежнего жилья, провести снос, проложить инженерные коммуникации, построить новое жилье.
«Пока не вижу возможности, без изменения бюджетных отношений в стране решать эту проблему в регионах», — резюмировал эксперт.
Похожего мнения придерживается гендиректор Рейтингового агентства строительного комплекса, эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Николай Алексеенко.
«Одним из основных вопросов является фондирование всего этого, особенно без учета средств федерального бюджета. С этим явно в дальнейшем возникнут вопросы, особенно если все в итоге ляжет на плечи муниципалитетов, у которых бюджеты зачастую меньше стоимости даже одного дома», — сказал Алексеенко ТАСС.
Глава комитета Госдумы по жилищной политике Галина Хованская раскритиковала проект. По ее словам, адресные программы сноса и строительства жилья «не являются предметом регулирования» Жилищного кодекса РФ.
«В проекте говорится о комплексном развитии территории при условии, что половину от нее составляют определенные здания. А остальные 50 % — что, вообще любые дома? Как это может быть?», — подчеркнула она в разговоре с «Коммерсантом».