Моя оборона: как выглядит производство Томского электротехнического завода
Томский электротехнический завод за семь лет частично модернизировал производство, потратив более 209 миллионов рублей. Предприятие выпускает электродвигатели, усилители, топливные насосы и другое оборудование. Как это происходит — в материале vtomske.ru.
Томский электротехнический завод — оборонное предприятие, работающее с 1942 года. Оно основано на базе эвакуированного из Москвы филиала завода имени Лепсе. За годы своего существования ТЭТЗ производил разную продукцию, но в основном — военного назначения. В 50-60-х годах делал изделия для космического корабля «Восток», на котором совершил полет Юрий Гагарин. В годы перестройки, чтобы «выжить», завод выпускал двигатели для стиральных машин, центрифуг.
Сегодня Томский электротехнический завод входит в концерн «Уралвагонзавод» госкорпорации «Ростех»; производит как изделия для российской оборонной промышленности, так и для гражданских целей.
В четверг, 13 февраля, с рабочим визитом на ТЭТЗ приехал гендиректор «Уралвагонзавода» Александр Потапов. Для журналистов по территории предприятия провели экспресс-экскурсию.
Завод имеет множество цехов. По большей части оборудование здесь советское. Но есть и новое — высокотехнологичное. За 2012-2019 годы ТЭТЗ инвестировал в техническое перевооружение инструментального и механического участков более 209 миллионов рублей.
Изношенное оборудование заменили на аппараты с ЧПУ (числовым программным управлением). Так, по заявлению предприятия, высокотехнологичный станок для фрезеровки на инструментальном участке значительно упрощает изготовление деталей со сложной пространственной формой.
На механическом участке так же появились современные фрезерные и токарные станки с ЧПУ. Обработка деталей происходит с минимальным участием человека. Ему достаточно установить деталь в машину, задать параметры и запустить все в работу.
Несмотря на частичную автоматизацию процесса, в цехах завода кипит жизнь. Большая часть станков осталась со времен СССР, а с ней — ручная работа.
Например, создание формы для изготовления детали. Работник завода сосредоточенно и планомерно чистит нужные элементы, собирает их воедино, чтобы потом под прессом сделать деталь.
«Все в ручную делается, форма — очень сложная, наверное, самая сложная, которая есть. Я собираю ее, ставлю арматуру и прессую. Это очень долгий процесс. На выходе получается деталь — щит», — поделилась работник ТЭТЗ.
По словам директора Томского электротехнического завода Бориса Вологдина, старое оборудование, которое сейчас есть, менять не планируется, так как оно работоспособно.
«(Оно) работает, отвечает всем требованиям. Где нужно было приобрести современное высокотехнологичное оборудование, мы приобрели. <...> (За счет нового оборудования) производительность увеличилась, молодежь пришла (на завод). Найти сегодня на универсальные станки токарей, фрезеровщиков непросто. А на большие станки с программным управлением приходят даже с высшим образованием. Себестоимость (продукции) снизилась», — сказал журналистам Вологдин.
Работа многих цехов заключается в заготовке деталей для конечного продукта. Перед отправкой заказчику изделиям устраивают испытания: нагрузки и перегрузки, чтобы проверить, соответствует ли они заявленным параметрам.
Участок конечной сборки, где все детали собирают воедино, полностью ручной, рассказывает замначальника по производству завода Людмила Аулова.
«Автоматизации здесь мало, потому что производство — мелкосерийное. Номенклатура изделий у нас большая — больше 50-ти. Больше всего выпускаем продукции для военной техники, гражданской — мало», — сказала Аулова.
Она рассказала, что сейчас ТЭТЗ готовится к серийному производству электродвигателей для нужд РЖД. Проходят последние этапы согласования и проверки.
Гендиректор «Уралвагонзавода» Александр Потапов пояснил, что в 2016 году президент поставил перед корпорацией задачу — увеличить количество выпускаемой гражданской продукции. Сегодня УВЗ находится в поисках ниш для работы в этом направлении.
«Наша традиционная ниша — работа с РЖД. «Уралвагонзавод» является одним из крупнейших поставщиков подвижного состава. Было бы совершенно логично использовать все наработки, весь потенциал, в том числе Томского электротехнического завода, чтобы оказывать содействие развитию программ и импортозамещения, и диверсификации, и сохранению тех наработок, которые существуют», — сказал он.
Директора ТЭТЗ Борис Вологдин отметил, что попасть в поставщики РЖД было непросто. Компания предъявляет большие требования.
«Это, наверное, сложнее, чем с военной приемкой. Мы уже год занимаемся этим вопросом. На следующей неделе будет последний технический аудит. Надеемся, что он пройдет положительно, и тогда мы окончательно сможем выпускать», — сказал Вологдин.
Он уточнил, что двигатель, который делает ТЭТЗ для РЖД, не является заменой какой-то продукции. Заказчику потребовался альтернативный поставщик, которым выступил томский завод.
«По гражданскому рынку мы работаем в трех направлениях — нефтегазовый комплекс, РЖД и продукция общего применения», — резюмировал директор.
Что касается «оборонки», то томский завод производит технику спецназначения по линии Минобороны РФ. Она применяется в ракетостроении, бронетанкостроении, кораблестроении, технике для ПВО.