Томский кредитный кооператив подал заявление о банкротстве, вкладчики могут лишиться денег
Центробанк выявил признаки банкротства у крупного кредитного кооператива «Первый Томский». Свыше 900 вкладчиков рискуют остаться без своих денег. В общей сумме это более 0,5 миллиарда рублей. Прокуратура и полиция проводят проверки.
В региональное отделение ОНФ поступило сразу пять коллективных обращений от вкладчиков одного из крупнейших кредитных потребительских кооперативов региона — «Первый Томский».
«К нам обратились жители, которые не могут получить свои средства в кредитном потребительском кооперативе «Первый Томский». Люди могут потерять от ста тысяч до двух миллионов рублей», — сообщил на встрече директора кооператива и вкладчиков 16 января руководитель томского регионального отделения ОНФ Константин Юденко.
По данным ОНФ, вносили деньги в кооператив вкладчики изначально под 15 %, затем ставка снизилась до 10,5 %.
Летом текущего года Центробанк провел проверку деятельности финансовой организации, в ходе которой выявил у «Первого Томского» признаки банкротства.
Как рассказали корреспонденту vtomske.ru в томском отделении Сибирского ГУ Центробанка РФ, кооператив решил самостоятельно инициировать процедуру банкротства. «В Арбитражный суд Томской области 30 декабря 2019 года подано заявление о признании кооператива банкротом», — сообщили в ЦБ.
Пайщиков в кооперативе — порядка трех тысяч. 900 из них являются вкладчиками. Сумма по вкладам составляет свыше 500 миллионов рублей. На собрании присутствовали ряд вкладчиков, которые рассказали, что в кооператив свои деньги отнесли по совету соседей. Раньше средства лежали на счетах в Сбербанке.
«У меня умер муж. Его зарплату и премию, которые отдали с работы, я положила в Сбербанк, решила копить на свои похороны. Но пришла соседка и сказала, что есть такой хороший кооператив, с большими процентами. И я перевела деньги. Два года назад я хотела снять свои 80 тысяч, но девушка в кооперативе меня убедила не забирать, хотя, получается, знала, что есть проблема. <...> У меня ситуация аналогичная, тоже посоветовала соседка, и я свои 1,4 миллиона рублей перевела из банка в кооператив. Это финансовая безграмотность, не знаю, что еще сказать. <...> Нам тоже посоветовали соседи, вложились, потому что проценты хорошие, сумма у нас большая с мужем, все средства отнесли», — рассказали вкладчики.
В свою очередь директор кооператива «Первый Томский» Евгений Седлецкий сказал, что 3 октября руководство кооператива получило предписание от ЦБ РФ.
«Доступа к ресурсам Центрального банка у нас как не было, так и нет, и мы не можем даже получить финансовую санацию. Проблемы начались с 2009 года, однако мы надеялись, что выберемся. После того, как мы получили предписание 3 октября, мы сказали, что исполнить его мы не сможем, тогда нам сказали, что мы обязаны просто подать заявление о банкротстве. <...> На расчетном счете в настоящее время порядка 11 миллионов. До декабря мы вкладчикам еще выплачивали деньги. 200 миллионов составляет сейчас портфель займов и имущества у кооператива на 30 миллионов примерно», — сказал директор кооператива.
Задолженность в полмиллиарда рублей перед вкладчиками, по его словам, образовалась в связи с высокой закредитованностью заемщиков. «Мы были в шоке, что заемщики были так закредитованы. Да, признаю, оценка платежеспособности при выдаче кредитов, которая проводилась нами, не отвечала качеству», — сказал Евгений Седлецкий.
К тому же, по словам Седлецкого, кооператива с названием «Первый Томский» существует два, первый был создан 17 лет назад, а второй появился совсем недавно — 13 сентября.
«Это был план нашего спасения. <...> К нам обратилась наша коллега, которая девять лет работа в Ставропольском крае в Пятигорске. Кооператив ее не развивался и, поскольку мы друг друга хорошо знали, мы перевели его в Томск и сделали такое же название. Этот кооператив был членом СРО (саморегулируемая организация, в которой каждый кооператив с 2011 года должен быть зарегистрирован в обязательном порядке) и мог принимать вклады, и до 22 ноября начал активную деятельность. И неожиданно руководителю СРО не понравилось, что два кооператива под одним названием, с одним председателем. Он исключил его из общества. <...> Да, я с себя ответственность не снимаю, но до середины ноября мы делали еще выплаты, и я бы сделал все, чтобы работать», — рассказал Евгений Седлецкий.
Председатель комитета государственного долга областного департамента финансов Сергей Барабанов в рамках встречи отметил, что региональные власти никак не будут участвовать в помощи вкладчикам.
«У нас есть обращения, но отвечаем мы на них стандартно. Органы власти никак не могут вмешиваться в деятельность кооперативов, потому что надзорным органом является Центральный банк РФ. Власти не будут вмешиваться в эту работу и предлагать какие-то варианты — не в полномочиях органов власти. И, соответственно, в бюджете никаких средств не заложено на спасение и помощь обманутым вкладчикам. Средств этих нет. Администрация занимается финансовой грамотностью и наша задача — профилактика, чтобы люди, прежде, чем нести свои сбережения, оценивали надежность этих вложений», — сказал Сергей Барабанов.
Заместитель прокурора Томска Евгения Малышева, присутствовавшая на собрании, отметила, что проверки в отношении деятельности кооператива сейчас проводят прокуратура и полиция.
«В прокуратуру начали поступать обращения, ведомство начало проверку. Ее результатом станет правовая оценка действий руководства кооператива, в том числе с точки зрения уголовной составляющей. Органами полиции также проводится проверка», — рассказала прокурор.