«Нужны ваши данные»: когда мошенники звонят с номера банка
В России участились случаи телефонного мошенничества: преступники маскируют номер под официальный телефон банка и выманивают у людей персональные данные. Как быть в таких ситуациях, рассказали специалисты томского отделения Центробанка.
В конце сентября «Коммерсант» сообщал, что российские банки столкнулись с валом подмены номеров. За июнь-август Центробанк направил операторам связи информацию о более 2,5 тысячи телефонных номеров. С них мошенники звонили банковским клиентам. Операторы связи заблокировали только 218 номеров, в 59 случаях ввели ограничение на использование финансовых сервисов, в 198 — выявили подмену номера банка. Издание подчеркивало, что ЦБ знает лишь о «капле в море» мошенничеств и ситуация на самом деле выглядит серьезнее.
Какой сценарий?
По словам специалистов томского отделения Сибирского ГУ Центробанка, самая распространенная ситуация — когда мошенники представляются сотрудниками безопасности банка и говорят, что в этот момент «по карте клиента проводится подозрительный платеж». Чтобы его остановить, нужно назвать кодовое слово, реквизиты карты или одноразовый пароль из SMS, который придет на телефон.
«Звонящие могут обратиться к вам по имени и отчеству, или даже сами назовут номер вашей карты и срок ее действия. Если человек начинает сомневаться или отказывается назвать данные, его пугают непоправимыми последствиями, что деньги с карты прямо сейчас уйдут к мошенникам. Когда преступникам удается узнать всю нужную информацию, они получают доступ к счету и снимают с него все деньги», — рассказывают в ЦБ.
Чтобы скрыть настоящий номер, кибермошенники используют специальное программное обеспечение, а персональные данные они заранее добывают из разных источников. Во время разговора злоумышленники держатся уверенно, используют профессиональные термины, могут даже фоном включить звуки, имитирующие работу оживленного колл-центра, чтобы завоевать доверие человека, говорят специалисты.
Что делать?
«Первое — не поддаваться эмоциям, не паниковать и не спешить. Если банк действительно выявит подозрительную операцию, он сразу приостановит ее на срок до двух суток. За это время вы можете либо подтвердить эту операцию банку, либо ее отменить. Это решение надо принять в течение 48 часов — этого времени достаточно, чтобы хорошо все обдумать и без спешки самостоятельно позвонить в банк. Если же вы ничего не сделаете, то через двое суток банк автоматически снимет блокировку и операция пройдет», — поясняют в Банке России.
Следующий шаг — проверить, является ли звонящий сотрудником банка. Нужно попросить его назвать ФИО, название подразделения и сказать, что перезвоните позже. Закончите звонок и позвоните по номеру банка, который указан на обратной стороне карты и на официальном сайте кредитного учреждения.
Важно набирать номер вручную: если сделать обратный вызов на поступивший только что звонок, можно снова попасть к мошенникам.
Самое главное — никогда не сообщать личные данные, реквизиты карты, секретную информацию (код CVC/CVV, коды из SMS и PIN-коды).
«Обращайте внимание на просьбу назвать «кодовое слово». Его можно называть, только когда вы сами перезваниваете на горячую линию банка по официальному номеру. Если же этот пароль запрашивает звонящий — это однозначно мошенник. У настоящего сотрудника банка есть все данные о клиенте. Конфиденциальная информация ему не требуется», — отмечают в ЦБ.
Если деньги «утекли»
Если мошенникам удалось списать деньги с вашей карты, звоните в полицию. Если человек сам прервал звонок, нужно обязательно сообщить о мошенниках в контактный центр своего банка и все данные сомнительного звонка: с какого номера звонили, когда и что просили сообщить или сделать.
Также в Центробанке просят сообщать о таких случаях в интернет-приемную на сайте регулятора.