Власти Томска объяснили, почему с 1 июля в транспорте не заработал «безнал»
Терминалы для безналичного расчета появятся в электротранспорте Томска — трамваях и троллейбусах — к концу следующей недели, а в маршрутках — до 1 января 2020 года. Почему «безнал» не заработал в транспорте 1 июля объяснили власти города.
Предыстория
Напомним, в 2019 году в Томске вырос тариф на проезд во всем транспорте до 21 рубля. Одним из условий повышения было то, что к 1 июля в маршрутках появятся терминалы для безналичного расчета, чего требовал новый федеральный закон. В конце марта заммэра Владимир Брюханцев сообщал, что система для «безнала» в транспорте с 1 мая заработает в трамваях и троллейбусах, а с 1 июля — в маршрутных автобусах. Со сроками по установке оборудования для электротранспорта возникли проблемы. После разбирательств власти обещали, что полностью безнала в транспорте заработает 1 июля.
В конце мая Владимир Брюханцев подчеркивал, что помимо терминалов для безналичной оплаты во всем транспорте с 1 июля должна была заработать наличная оплата через контрольно-кассовые машины.
«Внедрена она будет также с 1 июля, так как налоговая не разрешит работать без контрольно-кассовых машин. В электротранспорте будут установлены ККМ с фискальной памятью для наличной оплаты плюс терминалы с возможностью безналичной оплаты. <...> Все идет по плану, 1 июля безналичная оплата заработает», — говорил он.
28 июня пресс-служба администрации Томска сообщила, что с 1 июля перевозчики маршрутных автобусов обязаны установить контрольно-кассовые аппараты. «Условие по внедрению системы безналичного расчета и выход на линию вечером является обязательным и перевозчики отказаться от него не имеют права», — цитировала пресс-служба вице-мэра Владимира Брюханцева, курирующего работу общественного транспорта в Томске.
Кроме того, мэрия сообщила, что с июля в пассажирском транспорте начнет действовать вечерний тариф. На проезд после 21:00 он составит 25 рублей, однако перевозчики могут и не поднимать цену.
«Безнала» нет
С 1 июля вплоть до утра 3-го в редакцию портала поступали обращения жителей по поводу отсутствия возможности безналичной оплаты в трамваях, троллейбусах и в маршрутках.
В разговоре с корреспондентом vtomske.ru в среду, 3 июля, заммэра Владимир Брюханцев отметил, что ККМ должны были установить в электротранспорте до сегодняшнего дня, а с терминалами для «безнала» произошли проблемы.
«С сегодняшнего дня все троллейбусы и трамваи должны были выйти с контрольно-кассовыми машинами для оплаты наличными. Электротранспорт оснащен ими. Для безналичной оплаты терминалов нет пока, потому что банк еще делает ключи под них — это долгая работа с банком, а ключи он еще не подготовил. Поэтому произошла задержка с безналичной оплатой. Появятся терминалы к концу следующей недели», — рассказал Владимир Брюханцев.
Он отметил, что в маршрутных автобусах контрольно-кассовая техника и терминалы для безналичной оплаты появятся до 1 января 2020 года — с момента действия новых муниципальных контрактов.
«Ситуация такая: по федеральному законодательству с 1 июля транспорт должен быть оснащен контрольно-кассовыми аппаратами. Но, к сожалению, на федеральном уровне до 1 июля 2020 года был введен годовой мораторий на штрафы перевозчиков за отсутствие оборудования. То есть в течение года перевозчики могут внедрять технику или нет, по желанию. Наказывать мы сейчас не имеем права», — сказал Брюханцев.
По его словам, мораторий был введен для того, чтобы владельцы пассажирского транспорта успели оснастить автобусы контрольно-кассовой техникой.
«Но у нас обязательным условием заключения контрактов с 1 января является наличие контрольно-кассовых аппаратов и терминалов для безналичного расчета. Их перевозчики обязаны будут иметь», — сказал заммэра.
В свою очередь директор Центра организации и контроля пассажироперевозок Денис Равинский уточнил корреспонденту vtomske.ru, что ни на одном маршрутном автобусе в Томске еще не установлены ни терминалы для безналичной оплаты, ни контрольно-кассовая техника.
В ближайшее время специалисты центра выйдут на перевозчиков с проверками наличия или отсутствия аппаратов. Результаты проверок будут учитываться при отборе перевозчиков для заключения новых муниципальных контрактов.
«Мы будем проводить проверки по всем маршрутам, будем выяснять причины и так далее. Пусть еще год их нельзя будет штрафовать, но это все равно работа с нарушениями. Соответственно результаты работы действующих перевозчиков будут учитываться при конкурсном отборе для новых контрактов — если будет зафиксировано нарушение налоговой или нами, то в конкурсной документации перевозчику будет выставлено меньше баллов и у него будет меньше шансов снова зайти в маршрутную сеть», — рассказал Денис Равинский.
Напомним, в марте мэрия представила проект актуализированной маршрутной сети. Одним из главных предложений стало — совместить ряд дублирующих городских и областных маршрутов между собой. Вместе с новой сетью в следующем году в Томске должны появиться вместительные низкопольные автобусы. Это будет условием подписания контракта с перевозчиками. Власти говорили, что акцент на конкурсах будет сделан на качество автобусов, а не на деньги. Оценивать желающих будут по стобалльной системе.