23 ноября, суббота
-7°$ 102,58
Прочтений: 4279

Ученые ТПУ нашли способ удешевить производство высококачественного бензина

Ученые ТПУ нашли способ удешевить производство высококачественного бензина
Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Учеными Томского политехнического университета разработаны технологии утилизации и переработки газовых конденсатов и попутных нефтяных газов (ПНГ) в высококачественный автомобильный бензин и другие ценные продукты, сообщает пресс-служба вуза.

Используя нанотехнологии, ученые ТПУ нашли способ не только решить актуальную на сегодняшний день для нефтегазовой отрасли проблему утилизации ПНГ, но и значительно удешевить производство автомобильного бензина, что позволит в будущем более экономно расходовать нефтяные запасы.

«Если в нефти прямогонной бензиновой фракции содержится максимум 10-15 %, то в газовом конденсате — до 80 % и более. Если вы хотите получить десять тысяч тонн высококачественного бензина, вам необходимо будет переработать примерно сто тысяч тонн нефти, в то время как газового конденсата для получения такого же объема продукции потребуется около 15 тысяч тонн, что позволяет существенно экономить на сырье», — цитирует пресс-служба профессора ТПУ, руководителя лаборатории «Переработка углеводородного сырья с применением нанотехнологий» Владимира Ерофеева.

По словам ученых, газовый конденсат существенно труднее перерабатывать, чем, например, нефть, потому как молекулы метана и этана, входящие в их состав, практически никак не взаимодействуют с другими молекулами — попутный газ и газоконденсат трудно во что-то преобразовать. Ученые лаборатории ТПУ нашли способ, как решить эту проблему, используя модифицированные катализаторы, позволяющие перерабатывать газовые конденсаты и ПНГ в различные ценные продукты.

«Важной особенностью наших катализаторов является то, что они обладают высокорегулярной микропористой структурой, попадая в которую такие молекулы, как этан, пропан, бутан и другие, содержащиеся в ПНГ и газоконденсате, изолируются и под воздействием суперкислотных центров, расположенных в каждой такой микропоре, приобретают повышенную подвижность и реакционную способность. Они начинают взаимодействовать с другими молекулами, их значительно легче подвергать различным химическим превращениям, получая таким образом высококооктановые бензины класса «Евро 5» и «Евро 6», — рассказал Владимир Ерофеев.

Как уточняют в ТПУ, проводят такие сложные химические преобразования на специальных каталитических установках, которые автоматизированы и мобильны, что позволяет использовать их прямо на месторождениях.


Фото: пресс-служба ТПУ

Смотрите также

Комментарии