Студентка ТПУ создает уникальную карту России с помощью ряски
Об этом сообщает пресс-служба вуза.
Студентка четвертого курса Института природных ресурсов ТПУ Анна Максимова изучает ряску и химические элементы, которые накапливает растение. Ряска распространена во всех регионах России, поэтому данные о ее составе помогут студентке сделать выводы о состоянии окружающей среды в разных уголках страны. Информация ляжет в основу биохимического атласа России.
Сейчас девушка собирает образцы ряски и ищет энтузиастов в других регионах, готовых помочь ей в научной работе.
«Любое растение отражает состояние окружающей среды, растения накапливают элементы, распространенные в данной местности. В 70-е годы ученый Виктор Ковальский создал биохимическую карту страны на основе анализа состава растений. Сейчас она требует обновления. Анна взялась за получение новых актуальных данных для подобной карты», — рассказывает научный руководитель студентки, профессор кафедры геоэкологии и геохимии Наталья Барановская.
Ряска обычно плавает на поверхности стоячих вод: в прудах, озерах, карманах рек. Растение накапливает различные химические элементы, в том числе радиоактивные элементы и тяжелые металлы.
«Ряску можно встретить везде, именно поэтому растение выбрали для исследований. Первым шагом стало изучение состава ряски в водоемах Томской области. Ане удалось выделить 29 элементов.
Мы можем сказать, что, например, в Кожевниковском районе наблюдается урановая аномалия, в северных нефтегазоносных районах высокая концентрация брома. Эти данные подтверждают и другие исследователи», — говорит Наталья Барановская.
По словам научного руководителя, этим летом Аню посетила идея собрать данные о составе ряски в других регионах. Через соцсети она стала находить энтузиастов, готовых ей помочь собрать образцы ряски в своем городе. Сама студентка сейчас поехала на Алтай, где собирает местную ряску.
«Я была приятно удивлена, что Аня решилась на такой смелый шаг. Потому что обновление биохимической карты России — это огромная работа, неподъемная с финансовой точки зрения. Ане уже удалось найти помощников из 61 региона, которые присылают ей по почте образцы ряски.
Она разработала для волонтеров подробную инструкцию: нужно указать координаты водоема, сфотографировать его, собрать ряску, высушить и отправить по почте. На таких энтузиастах, как Аня, и держится наука. Эта карта покажет реальное состояние окружающей среды в стране», — делится научный руководитель.
С полученными образцами студентка проведет ряд анализов. В университете у нее есть возможность определять до 29 химических элементов в образцах. Однако более чувствительный анализ возможно сделать только в сертифицированных лабораториях.
«Чтобы сделать такой анализ и выделить до 60 элементов, нам нужно будет обращаться в специализированные лаборатории. И конечно, на продолжение исследования нужен грант», — поясняет Наталья Барановская.