24 ноября, воскресенье
-3°$ 102,58

Филармонии не хватает музыкантов, инструментов и хорошей сцены

Филармонии не хватает музыкантов, инструментов и хорошей сцены
Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Об этом накануне говорили на пресс-конференции.

Филармония успешно закончила 69-й сезон и готовится к юбилейному 70-му. Кроме того, осенью Томск ждет значительное культурное событие — фестиваль имени Эдисона Денисова.

«Не могу не сказать о проблемах, которые все-таки есть, — поднял вопрос главный дирижер филармонии Ярослав Ткаленко. — Времена трудные для всех, но сложилась просто вопиющая ситауция с нехваткой кадров, которая не сейчас началась — это история томского оркестра, все время в коллективе не хватает каких-то музыкантов. Сложно собрать даже обычный классический двойной состав оркестра — с чего начинался оркестр в 19 веке. Мы не можем заманить людей в Томск на те условия, которые мы можем предоставить. И у нас нет своей консерватории, мы не можем взрастить кадры, которые бы могли исполнять сложнейший симфонический репертуар. Это требует очень высокой квалификации музыкантов».

«У нас действительно ни одного фаготиста нет уже длительное время, и мы не можем найти», — отметила директор филармонии Марина Шерина. «А, например, в девятой симфонии Бетховена — три фагота. В «Фантастической симфонии» Берлиоза — четыре. В нашем зале желательно, чтобы минимум восемь контрабасов было, чтобы был объемный полный звук. У нас в оркестре два контрабасиста, еще трех для концерта удалось «наскрести по сусекам», потому что идут концерты закрытия сезона во всех филармониях, музыкантов не отпускают. К сожалению, эта ситуация для меня просто драматична», — рассказал Ярослав Ткаченко. «Проблема не только в оркестре, такая же драматичная ситуация у нас с солистами, которые поют», — добавил художественный руководитель филармонии Дмитрий Ушаков.

«Проблема для всей России сейчас актуальна. Все, что касается медных, духовых инструментов, фагота; арфа — чуть ли не номер один по востребованности в России. Та пауза, которая была в образовании, наверное, во всех сферах, страшным образом коснулась музыкальной культуры, когда нет музыкантов и некому учить детей. Серьезнейшая проблема», — сказала Марина Шерина.

«Тем не менее, мы полны оптимизма. Показатель, что молодежь к нам все-таки едет. Тяжело это дается: трудно искать, трудно создать условия и убедить к нам приехать, но будем и дальше идти по этому пути», — добавила директор.

Как сказали собравшиеся, филармонии все же удалось за последние два года обновить струнную группу, в оркестр приехали молодые музыканты. Работают программы поддержки: так, один из музыкантов стал стипендиатом правительства России — он получает по 20 тысяч рублей ежемесячно. «Это очень большое подспорье для молодого музыканта. Это, наверное, в Томске тоже впервые», — отметила Марина Шерина.

Однако у филармонии есть еще две застарелые проблемы. Так, после выступления пианиста Дениса Мацуева был поднят вопрос о покупке нового инструмента. Имеющийся рояль — ровесник самой филармонии и уже отработал все свои ресурсы. Новый инструмент на тот момент стоил порядка шести миллионов рублей. В феврале 2014 года филармония нашла спонсора: группа компаний «Лама» выделила два миллиона рублей на первый взнос.

«Пока на счету филармонии как год назад появился сертификат на два миллиона, так он и хранится. В связи с изменением цен даже не могу сказать сегодняшнюю стоимость концертного «Стейнвея». Если тогда цена вопроса была шесть миллионов, сейчас, наверное, за десять. Мы отчаялись и одновременно не теряем оптимизма: может, в год 70-летия филармония рояль получит», — рассказала Шерина.

Остальные инструменты понемногу обновляют. «Очень большим событием для нас стало приобретение музыкальных инструментов, которые для нас профинансировала область. Я не знаю сколько, но, наверное, порядка 30 лет оркестру инструменты не приобретались. И мы сами каждый год понемножку за счет внебюджета по паре инструментов приобретаем, но инструменты для оркестра очень дорогие, все безумно удивляются, когда узнают их стоимость», — добавила директор. Так, например, в камерном зале появился новый кабинетный рояль Yamaha.

И третья «головная боль» филармонии — сцена. «С оперными постановками на нашей сцене сложностей очень много, поскольку сцена технически очень слабая. У нас нет колосников, самодельная оркестровая яма, вверх декорацию мы не можем поднять, у нас нет круга театрального. По сути, в свое время концертный зал строился как большой, но самый примитивный Дом культуры. Очень много технических вещей, которых нам не хватает, тем не менее, мы что-нибудь придумаем, чтобы эти сложности преодолеть», — заверила директор.

Смотрите также

Комментарии