23 ноября, суббота
-11°$ 102,58
Прочтений: 60026

Роман Казаков: «Я хочу, чтоб деревня жила»

Роман Казаков: «Я хочу, чтоб деревня жила»
Фото: Дмитрий Кандинский

В конце прошлого года служба доставки натуральных продуктов «Ежи» вышла из «спячки» и организовала рестарт своего полезного бизнеса. Мы побеседовали с директором компании Романом Казаковым о том, в чем изменилась концепция «Ежей», как будет развиваться проект, и какими новыми вкусностями порадуют «Ежи» томичей.

— Роман, почему проекту потребовался рестарт?

— Есть несколько объективных факторов. Первый — это психология российской деревни. Сейчас государство направляет огромное количество ресурсов, чтобы поддерживать фермеров. Считается, что они некий вымирающий вид, которому нужно усиленно помогать. У нас было схожее понимание: на фермеров наседают, им очень сложно, нужна помощь в продажах и организации деятельности, и тогда все будет хорошо. Но проблема не в том, что у крестьян не хватает управленческих навыков, ответственности. Проблема в человеческом факторе. Львиная доля деревенских жителей — взрослые дети. Они не берут ответственность на себя, поэтому, когда начинаешь с ними работать, любые возникающие затруднения сваливают на кого угодно: на погоду, на государство, на корову. В итоге это отражается на сроках поставок, качестве продукции.

Второй фактор — подход к сбыту. До рестарта мы пытались сделать около 15 товарных категорий. Но, развивая проект, поняли, что в случае работы с таким количеством товарных групп превратимся в супермаркет, который по непонятному принципу собирает «потребительскую корзину». Главной целью «Ежей» была и остается поставка клиентам экологичных натуральных продуктов. Но, если задействовано множество категорий товара, и поставки идут потоком, очень сложно определять критерии этой «натуральности». Поэтому мы решили оставить только те продукты, которые можем правильно оценить.

— Как изменилась ситуация сейчас?

— Мы очень тщательно начали относиться к подбору поставщиков. Даже если частник производит хороший продукт, вовсе не факт, что мы будем с ним работать. Возможно, он может привезти товар на рынок и продать, но способен ли он соблюдать договоренности и сроки? Поэтому команда «Ежей» открыла кадровый центр по обучению фермеров. На входе смотрим, насколько человек адекватный, после прохождения конкурсного отбора начинается обучение — бухучет, управление производством, работа с персоналом, логистика и так далее.

— Какую поддержку, кроме знаний и навыков, получают фермеры, которые попадают в вашу «кузницу кадров»?

— Расскажу на примере «молочки». Сейчас мы запустили с одним из фермеров, прошедших обучение, молочный цех. Производство развернуто на участке этого фермера. Он является собственником цеха и партнером «Ежей». На период адаптации некая доля собственности принадлежит компании, но впоследствии фермер ее выкупит. Получается, что мы привнесли в деревенский фермерский проект технологию правильно реализованного производства.

— Зачем вам такие трудности — кадровый центр, отбор фермеров, обучение? Ведь намного проще создать собственное производство с наемными специалистами и получать готовый проверенный продукт.

— Мне часто задают такой вопрос. С точки зрения управления и эффективности, конечно, проще. Но все зависит от цели. Я хочу, чтобы деревня жила. Может быть, это громко звучит. Но я считаю, что единственная причина, по которой деревня не развивается — нет успешных действующих бизнес-моделей. Никто не умеет производить молоко. Никто не умеет выращивать овощи. Точнее, не просто производить, а обеспечить логистику, товарный вид продукции, выстраивать систему организации производства и сбыта. Плановая экономика отучила деревню от самостоятельности. Крестьяне в колхозе заготовили картошку, сдали ее государству, а куда она потом девается, им неизвестно. А когда все развалилось, они остались сами по себе. Многие так и не научились думать. Поэтому основная задача нашего кадрового центра — обучить людей правильной работе.

— Какие люди способны стать хорошими фермерами, способными построить эффективный сельский бизнес?

— Переучивать кого-то очень сложно. Коренные деревенские жители старше сорока, к сожалению, не способны к построению работающей системы. Мы ориентированы на молодые кадры. В основном, это деревенские по происхождению ребята, которые пожили в городе, получили соответствующее образование и хотят реализовывать свои проекты на малой родине. Если помочь им правильно организовать производство и сбыт, может получиться новая прослойка фермеров — грамотных, уверенных.

К концу года мы хотим запустить в Томской области еще несколько таких «молодых» проектов — заготовку и переработку травяных чаев, животноводческую ферму на 30-40 коров, которые можно обслуживать небольшим штатом. После пилотного запуска эти фермы можно будет «тиражировать» и постепенно сделать специализации. Кто-то будет производить молоко, кто-то сыры, кто-то творог и сметану. На очереди овощная ферма. Есть задумка с тепличным хозяйством.

— Что включает сейчас ассортимент доставки?

— На сегодняшний день присутствует шесть категорий: натуральное коровье и козье молоко и всевозможные виды молочной продукции, хлебобулочные изделия, мед, травяные чаи, домашние яйца, орехи и ягоды. О некоторых товарах хочется рассказать подробнее.
В Томске мы продаем чаи с Горного Алтая. «Плантации» находятся в районе Чемала. Долго выбирали травника. Как оказалось, это нелегкое дело. В прошлом году мы потратили неделю на поиск. Поняли: все, что продается на лотках для туристов, сомнительного качества. Чаи либо попахивают силосом, что говорит о нарушении технологии при заготовке, либо травы нарезаны вместе с соломой — так часто делают при потоковом производстве. Но усилия были потрачены не зря, и травник свое дело знает: чаи в «Ежах» настоящие, алтайские.

Еще одна интересная товарная группа — мед. Поставщиков также искали в Горном Алтае и еще в Башкортостане. Мы доехали до Белухи, выбрали несколько пасечников, которые производят по-настоящему качественный продукт. Самая отдаленная пасека находится на высоте 1 500 метров. Потом отправились в Башкирию и там узнали много занимательных вещей.

В Томске часто проходят ярмарки, где башкирский мед широко представлен. На самом деле, башкирских пасечников там нет или почти нет. Башкирского меда тоже. Когда я приехал в Уфу, то в первую очередь пошел на медовую ярмарку, где было много региональных производителей. Я нашел там один вид меда — липовый. И когда начал рассказывать о диковинных медах, которые продают у нас под видом башкирских (малиновый, на маточном молоке), они рассказали, как производят такие продукты. Так называемый «малиновый» получается путем добавления в дешевый мед малинового экстракта, произведенного местной фармакологической фабрикой. Субстанция, которую продают на рынках под видом меда с маточным молочком, получается при взбивании миксером на малых оборотах светлого меда. Он становится нужного цвета и консистенции. Но за качество башкирского меда в «Ежах» я ручаюсь. Недаром проехал полстраны.

Из новинок в 2014 году хотим производить и продавать овощи. Мы решили обстоятельно подойти к этому вопросу. Строим овощехранилище, отбираем семена, готовим поля. В рамках проекта фермеры будут проходить обучение в нашем кадровом центре. Планируем заготовить картошку, морковку, репу, свеклу, цукини, а также лук и чеснок.

— Почему вы решили открыть дегустационный зал?

— В прошлом проекте, когда мы начали продавать и доставлять натуральные продукты, столкнулись с очень интересной дилеммой. Клиенты узнают о компании, смотрят сайт, все нравится — но не покупают. Видят, что продукты дороже, чем в обычном магазине, и не берут, потому что не понимают разницу. Мы открыли дегустационный зал, чтобы каждый мог прийти и вспомнить вкусы детства — настоящего молока, нежнейшего сыра, свежей выпечки, ароматного меда. Здесь же можно заказать приглянувшиеся продукты, их привезут на следующий день.

Приходите, пробуйте, вспоминайте вкус настоящих деревенских продуктов! Мы будем вам рады.

На правах рекламы

Смотрите также