Роман Фроленко: «После ухода «Трансаэро» ситуация с тарифами осложнилась»
Если для гостей Томска аэропорт — ворота города и в какой-то мере его визитная карточка, то для томичей — отправная точка путешествия, которого большинство из нас ждет с волнением и нетерпением. От состояния аэропорта во многом зависит настроение и первых, и вторых, поэтому интерес к нему стабилен и вполне объясним. Ответить на вопросы по поводу настоящего и будущего наших «воздушных ворот» мы попросили директора OOO «Аэропорт Томск» Романа Фроленко.
***
— Роман Станиславович, первое, о чем хочется спросить, — это состояние взлетно-посадочной полосы. О том, что ей необходима реконструкция, говорили еще несколько лет назад. Можно ли ожидать, что это произойдет в ближайшее время? Ведь это в первую очередь вопрос безопасности.
— Минтранс включил этот объект в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России» на 2018-2019 годы. Как только она будет утверждена, проект будет актуализирован в соответствии с сегодняшними требованиями. Возможно, удастся начать реконструкцию и раньше, в 2017 году. Но пока это только наши пожелания. Беспокоиться о безопасности полетов не следует, но капитальный ремонт ВПП необходим — последний раз он проводился 16 лет назад. Поэтому сейчас на поддержание полосы в нормативном состоянии мы тратим значительные собственные средства.
— А насколько выгодно отличаются от нас в этом смысле соседние города?
— Ситуация везде примерно одинаковая. Новосибирску несколько легче, потому что у них есть вторая взлетно-посадочная полоса, построенная около пяти лет назад. Первая же тоже требует ремонта. И в целом в стране этот вопрос стоит очень остро.
— Не потребует ли реконструкция прекращения полетов и какие еще перемены, касающиеся инфраструктуры аэропорта, могут произойти в ближайшее время?
— Существует техническое решение, которое позволит реконструировать полосу без закрытия. Что касается других изменений, в этом году мы собираемся расширить вход в аэровокзал. Ни для кого не секрет, что по утрам у нас возникают проблемы. Особенно в летнее время, когда почти в одно и то же время отправляются рейсы и в Москву, и на юг страны.
Как практически во всех региональных аэропортах, у нас пока одна рамка и один интроскоп, поэтому в определенный промежуток времени у входа собирается очередь. Мы собираемся коренным образом эту ситуацию изменить — сделать еще один тамбур, соответствующий облику аэропорта, и установить туда досмотровую технику, чтобы пассажиры могли быстрее попасть в аэровокзал. Сейчас работаем с проектно-сметной документацией и очень надеемся, что к лету успеем это сделать. Обновляем аэродромную технику, приводим в порядок электросетевое хозяйство — аэропорт был построен в 1960-х годах, и вполне естественно, что многие сети изношены. Это текущая работа, но она тоже требует серьезных вложений.
— Раз уж вы об этом упомянули — почему, в самом деле, почти все основные рейсы у нас отправляются в одно и то же время?
— Причина — в нашем географическом положении. Дело в том, что к нам летают в основном сетевые компании, имеющие большой трансфертный разлет. И рейсы из Сибири и Дальнего Востока они организуют таким образом, чтобы пассажиры успевали сделать пересадку в Москве и улететь дальше — на юг, в Европу и так далее. С рейсами на юг ситуация другая: им нужно вылететь к нам не слишком поздно, потому что из гостиниц люди, как правило, выписываются примерно в полдень и слишком долго ждать с багажом в аэропорту им неинтересно. Так что это не чья-то прихоть, а в какой-то мере необходимость.
— За последние годы аэропорт существенно изменился к лучшему и по сравнению с некоторыми «соседями» просто радует глаз. Но людям всегда хочется большего. Интересует вас мнение пассажиров об уровне обслуживания в аэропорту? Если да, то каким образом вы его изучаете?
— Безусловно, интересует! Прежде всего обратная связь осуществляется через наш сайт — пассажиры этим активно пользуются, и большую часть предложений и замечаний мы черпаем именно оттуда. Кроме этого, в аэровокзале установлены специальные лотки с анкетами, в которых можно поставить свои оценки нашей работе по тому или иному направлению — по досмотру, регистрации и так далее.
Мы очень внимательно отслеживаем результаты таких опросов и чутко реагируем на мнение людей, корректируя свою работу в соответствии с их пожеланиями. Кстати, упомянутое мной расширение входа — как раз пример такой реакции. Пассажиры жаловались на большие очереди, и мы приняли решение о реконструкции, идя на значительные затраты, в том числе на приобретение нового досмотрового оборудования.
— А как бы вы прокомментировали ситуацию с парковками, которой недавно было посвящено одно из выступлений на собрании областной думы?
— Я думаю, это просто недоразумение. Речь шла об отсутствии альтернативной бесплатной парковки. Но на самом деле она есть — возле административного здания. Видимо, о ней не все знают, хотя указатели тоже есть. Что же касается той, где установлено парковочное оборудование, то главной нашей целью было обеспечение транспортной безопасности и удобства пассажиров.
Пассажиропоток за последние годы существенно вырос, а возможности расширить привокзальную площадь у нас нет. Все знают, как она выглядела на протяжении последних лет — иногда подъехать в аэровокзалу было просто невозможно. Конечно, такое неконтролируемое скопление транспортных средств с точки зрения безопасности выглядит не лучшим образом. Причем значительную часть автомобилей, которые заполняли площадь, составляли машины частных перевозчиков, преимущественно нелегальных. Привозя пассажиров к утренним рейсам, они по два-три часа стояли в ожидании обратных попутчиков. И большинство из них уезжало ни с чем, но место они занимали.
Сейчас площадь очистилась, и у наших пассажиров и тех, кто их провожает, есть возможность подъехать к самому аэровокзалу, выйти, выгрузить багаж и спокойно отъехать. Подавляющему большинству — я бы сказал, таких примерно 95 % — для этого хватает 15 первых бесплатных минут. Поэтому особой прибыли нам платная парковка не приносит, да и бизнес-план ее не предусматривал. Конечно, любые нововведения поначалу вызывают неприятие, это нормально. Поэтому оборудование в течение трех месяцев работало в тестовом режиме: мы смотрели, как люди на него реагируют, какие существуют проблемы, корректировали его работу. И только после этого ввели платный режим.
К сожалению, паркоматы непривычны для томичей. Поэтому за время работы в тестовом режиме у нас произошло шесть ДТП — водители просто сносили шлагбаумы. И все-таки положительных отзывов больше: люди понимают, что это сделано для их удобства и безопасности. Кроме того, мы сейчас работаем над изменением схемы движения на привокзальной площади, чтобы в летний период избежать заторов. Постарались максимально отработать схему, устранить все проблемы, чтобы встретить лето в полной готовности.
— Кстати, о лете — как изменится по сравнению с прошлым годом маршрутная сеть?
— С 16 апреля появится еще один ежедневный московский рейс — полеты будет осуществлять авиакомпания «Уральские авиалинии». Надеемся, что это приведет к снижению тарифов и увеличению пассажиропотока. С 31 мая дважды в неделю, по вторникам и четвергам, авиакомпания «ЮТэйр» будет выполнять рейсы в Санкт-Петербург. Мы работаем над тем, чтобы увеличить их количество, но пока оно остается на уровне прошлого года.
Сохраняются межрегиональные субсидируемые маршруты в Барнаул, Красноярск и Абакан. Сейчас прорабатываем вопрос по субсидируемому рейсу в Екатеринбург — планируется, что он появится в расписании в июне. Решение принимается на уровне Росавиации, и я надеюсь, что оно будет положительным.
Международный пассажиропоток, конечно, серьезно снизился, как и во всех аэропортах страны. Скорее всего, в этом году не будет полетов в Турцию и Египет. Но нам удалось сохранить рейсы во Вьетнам и на Пхукет. Увеличится количество рейсов в Сочи, Анапу и Симферополь.
— А как сказались события последнего времени на таких показателях, как количество перевезенных пассажиров? Сильно ли повлиял кризис на наше желание и способность летать?
— В 2014 году мы впервые с 1993 года перевезли более 500 тысяч пассажиров. И 2015-м, несмотря на трудности, этот результат удалось повторить. Небольшое снижение, конечно, есть, но по сравнению с соседями по Сибирскому федеральному округу мы выглядим очень неплохо: в других аэропортах отмечается гораздо более значительное падение пассажиропотока.
— Чем вы это объясняете?
— Одна из причин в том, что еще до начала кризисных явлений мы провели большую работу по организации новых рейсов внутри страны.
— Все ли они востребованы? Знаю, что большой популярностью пользуется рейс в Красноярск. А что можно сказать о Барнауле и Абакане?
— Загрузка почти всегда полная, а в летнее время билеты на эти рейсы практически не достать. Улететь в Красноярск, кстати, даже дешевле, чем уехать на автобусе, поэтому популярность рейса вполне понятна. Удалось сохранить рейсы в Стрежевой, Сургут, Нижневартовск. Некоторые из них будут осуществляться на современных ATR 42. Увеличится и частота полетов. Так что мы, несмотря на трудности, не останавливаемся и надеемся в этом году отработать не хуже, чем в 2015-м.
— Этого было бы намного легче добиться, если бы цены на полеты оставались хотя бы на уровне новосибирских. Но разница довольно существенная, хотя не так давно был период, когда цены практически выровнялись.
— Мы действительно в последние годы приложили много сил, чтобы выровнять тарифы. Привлекали новых перевозчиков, потому что конкуренция в этом вопросе играет очень существенную роль. Но после ухода «Трансаэро» ситуация осложнилась. Надеемся, что с приходом «Уральских авиалиний» тарифы станут более приемлемыми.
Крупные города, такие как Новосибирск, более привлекательны для авиаперевозчиков. Поэтому они периодически устраивают «битвы» за клиентов и демпингуют. Для пассажиров, конечно, это очень приятно, но подобная практика опасна и, как показал пример «Трансаэро», чревата банкротством авиакомпаний. Поэтому гнаться за супердешевыми билетами не стоит: можно их приобрести, но никуда не улететь.
— Есть ли на региональном уровне или уровне города какие-то проблемы, которые мешают вам работать?
— Вопросы касаются в основном федерального уровня. С областью и городом мы работаем в тесной связке, областная администрация нам очень помогает. Один из последних примеров — покупка амбулифта, презентация которого состоялась в начале февраля. Амбулифт — это автомобиль со специальным приспособлением для транспортировки на борт самолета людей с ограниченными возможностями здоровья. Из 11,3 миллиона рублей на его покупку 8,9 миллиона выделила администрация Томской области, остальное вложило ООО «Аэропорт Томск». Амбулифт был единственным, чего нам не хватало для формирования полноценной доступной среды. И вот теперь нам, как во всех цивилизованных странах, не придется заносить людей с ограниченными возможностями здоровья в самолет на руках.