8 сентября, воскресенье
+10°$ 89,82
Прочтений: 4897

«Эстафета счастья»

«Эстафета счастья»
Фото: Дмитрий Кандинский

В воскресенье Олимпийский огонь прибудет в наш город. Ждать осталось совсем немного. Уже развешаны на улицах и проспектах радующие глаз своей яркостью баннеры и эмблемы «Сочи-2014». Теперь это называется «брендирование». Известны и сюрпризы, которые подготовлены к 1 декабря, когда пройдет томский этап эстафеты.

А в остальном все будет, как у всех. Тысячи школьников и студентов, машущих флажками. Взрослые, пришедшие сами и приведшие своих детишек. Телеоператоры заранее сосредоточатся в тех местах, где побегут прославившие свою область спортсмены и другие известные томичи.

— Для меня участие в эстафете — великое событие, какое бывает один раз в жизни, — говорит 71-летний Евгений Лимберг. — Конечно, я очень рад, не думал, что в эти годы получится таким образом поучаствовать в Олимпиаде.

Евгений Ральфович в спорте 52 года. До 30 лет участвовал в соревнованиях по легкой атлетике, был рекордсменом Томской области по прыжкам в высоту. Затем перешел на тренерскую работу. А в последние годы является инструктором-методистом областной школы высшего спортивного мастерства.

— О списке участников эстафеты мне трудно судить, — деликатно говорит он. — Обижать кого-то не буду, но, на мой взгляд, мало спортсменов. Правда, многие из спортивной элиты Томска в этот день будут на соревнованиях.

Спортсменов и тренеров среди факелоносцев, действительно, не так уж много. Вместе со спортивными чиновниками — не больше трети от числа тех, кто наденет в этот день уже знакомую белую форму с яркой отделкой.

— Я подавала заявку, но меня не включили, — расстроена северчанка Ирина Долженкова, многократный чемпион мира по лыжным гонкам среди ветеранов, участница и призер международных соревнований по биатлону, триатлону. — Считаю, что факел должны нести достойные люди — спортсмены. Лыжник Геннадий Буянкин, получивший звание «железный человек», — где он? Триатлонисты Николай Чистяков, Олег Суходолин, Женя Чагин — а они где? Мы все что, мало сделали для Томской области, для спорта?

Справедливости ради надо сказать, что отбор из предложенных кандидатур вел и список утверждал оргкомитет «Сочи-2014». Так или иначе, Олимпийский огонь в Томске понесут ректоры вузов, люди искусства, банкиры, бизнесмены, сотрудники РЖД и менеджеры «Газпрома». Список, опубликованный в СМИ, не называет профессий и должностей, искать приходится через поисковики. Кроме того, среди ста участников эстафеты два десятка никому не известных имен, обладателей которых трудно найти даже через всезнающий «Гугл».

Потом оказывается, что эти, в основном молодые парни и девчонки — победители конкурса всемирного партнера Олимпиады, компании Coca-Cola. Чтобы стать участником «Самой масштабной эстафеты счастья» надо было зарегистрироваться на сайте сочинского проекта компании, рассказать о себе и своих добрых делах. А потом собрать как можно больше голосов в свою поддержку. В число 2014 счастливчиков по всей стране попали претенденты, получившие через тот же сайт от двух тысяч до 46 тысяч кликов «За». Ну что скажешь? Недурная реклама для компании, производящей не самый здоровый напиток.

Когда на Олимпиаде-80 знаменитый баскетболист Сергей Белов взбежал, чтобы зажечь Олимпийский огонь в чаше над стадионом, замерла вся страна — так это было красиво и величественно. А что сегодня думают об олимпийской эстафете томичи? С какими чувствами они ее ждут? Вооружившись небольшой анкетой, выхожу на улицу в обычном спальном районе. Захожу в магазины и на почту, спрашиваю на остановке, около автосервиса....

Мнения 30 опрошенных делятся примерно наполовину. Кто-то хочет идти смотреть шоу, кто-то нет. Ни один не сказал, что пойдет потому, что ему велели. Впрочем, до 1 декабря еще есть время. Распоряжения в учебных заведениях, если и появятся, то дня за три. Те, кому меньше тридцати, олимпийскую эстафету и в целом Олимпиаду в Сочи чаще воспринимают как праздник. Люди постарше относятся скептически.

Две женщины в возрасте, преподаватели расположенного поблизости училища, так и говорят: «Молодые не понимают, а для нас-то, видевших всякое, ясно. Столько на этот Сочи денег истрачено и столько дыр в стране, что душа болит. Если бы еще там не воровали!»

— Бежать с факелом должны не бизнесмены и банкиры, а спортсмены-трудяги, которых в городе немало, — замечает работник шиномонтажа, занимавшийся в прошлом спортом.

— Олимпийская эстафета, может быть, и нужна, но когда под Олимпиаду происходит списание денег впустую — нельзя так! — убежденно говорит женщина, представившаяся как военнослужащая на пенсии. И добавляет:

— Цены растут, коммунальные растут, зарплаты не поднимаются, будущего детям нет — какая может быть эстафета?

Те, кто считает, что огромные средства, потраченные на олимпийские мероприятия, можно было бы пустить на другие благие дела, называют строительство детсадов, дорогостоящее лечение детей, улучшение положения инвалидов и престарелых, строительство и ремонт дорог.

Похоже, в отношении к Олимпиаде наше общество раскололось на две непримиримые части. Одни по-прежнему видят в ней прекрасный праздник спорта. Другие убеждены, что невозможно не замечать и замалчивать все, что произошло и происходит вокруг пяти олимпийских колец.

Свое мнение высказывает Галина Немцева, депутат облдумы, член комитета по труду и социальной политике:

— Хорошо, что есть праздники, национальные праздники. Но все хорошо делать в меру сил и средств. Почему-то, когда семья не имеет возможности устраивать балы и празднества, поскольку нуждается в самом необходимом, она не делает этого. От семьи можно провести аналогию к обществу. Происходящее вокруг Олимпийского огня мне кажется театром абсурда, пиром во время чумы. Выносят в космос, везут на полюс — для чего? Мне это непонятно. Все это с таким смаком подается в СМИ, что вызывает уже не только усмешку, но и какое-то чувство отвращения. Мы только что провели обсуждение проблем инвалидов первой группы. В Томске у нас инвалидов 29 тысяч. То, что мы их не видим на улице, не означает, что их нет. Просто они не могут выбраться на коляске или костылях за пределы своей квартиры. Поэтому балы и праздники такие широкомасштабные можно проводить, когда решены все насущные проблемы. А пока это напоминает, извините за непарламентскую лексику: с голой попой, но с накрашенными губами.

Гражданский активист Виктор Лаврентьев вопрошает:

— Какие к чертям факелы с пиаром «коррумпиады», превосходящей по стоимости суммарно все прошлые зимние Олимпиады? В стране, занимающей первые места в мире по потреблению героина, имущественному расслоению населения, и в которой у государства не находится денег на лечение больных детей? Отдельной строкой хотелось бы увидеть смету затрат исключительно на перемещение зажигалок дизайна водочной этикетки по просторам нашей необъятной родины вместе со стоимостью костюмов всех факелоносцев.

Иного мнения придерживается Валентина Осипенко, преподаватель истории и обществознания лицея № 7, Заслуженный учитель России:

— К Олимпийским играм я отношусь с восхищением. Все-таки это не рядовые спортивные соревнования. Отношусь с необыкновенным уважением и к спортсменам-олимпийцам, потому что спорт это, в первую очередь, преодоление себя. Вся наша жизнь — преодоление, а у спортсменов — во сто крат. Теперь о причастности наших учеников к этому событию. Три ребенка из нашего лицея и двое из 11-й школы ездили в Москву на заключительный тур интеллектуальной олимпиады «Наше наследие», которая в этом году посвящена истории олимпийского движения. Наш шестиклассник занял первое место по эрудиции в России. Другие ребята взяли еще два призовых места. Олимпийский факел, конечно же, это символ, даже если факелы одновременно несут в разных местах. Вопрос в том, кто может быть факелоносцем. Думаю, что среди них обязательно должны быть бывшие спортсмены, которые подают пример своими достижениями, волей к победе. И дети — учащиеся спортивных школ — пусть сегодня они демонстрируют, что в спорте можно находить удовольствие, а в будущем, возможно, принесут славу своей стране. Ну а состоятельные люди, которые хотят подержать Олимпийский факел, пробежать и сфотографироваться с ним, пусть делают это за деньги. Только средства надо пустить не просто в казну, а на детский спорт.

Смотрите также