Кто «вывезет» мусор?
В Томске опять передел мусорного рынка. Без войны, экспансии и инвестиций, тихо и с небольшими затратами тема вывозы мусора в областном центре вновь стала конкурентной. Я писал об этом месяца полтора назад, когда узнал о планах бывшего директора муниципального «Спецавтохозяйства» Чаринцева создать свою частную компанию по вывозу ТБО. На днях у моего дома появился новый контейнер для мусора без признаков принадлежности к «САХу».
Поэтому я поковырялся в своей мусорной корзине в ноутбуке и позвонил нескольким людям, которые понимают, как из мусора получаются деньги. Ну и еще позвонил и. о. мэра Евгению Паршуто и спросил его, почему у муниципалитета делать из этого деньги получается со скрипом. Картина вышла такая.
Все привыкли, что в теме вывоза мусора и уборки города «САХ» — главный. Он доминантный самец, вне зависимости от того, кто в данный конкретный момент управляет этим бизнесом в кресле главы «Спецавтохозяйства». И вот доминантный самец, который несколько лет выдавливал с рынка конкурентов так, как позволено было только ему, устал. Просто устал. По моим подозрениям, надорвался в тот момент, когда весной бывший градоначальник начал сваливать на «Спецавтохозяйство» вместе со снегом, который никак не могли из города вывезти, все свои личные политические проблемы. Помните эту историю, повторяться не буду.
Но почему-то только тогда до городских властей стало доходить, что экономика этого муниципального предприятия перекошена. Они начали чистить баланс, оптимизировать зарплаты административного персонала, но заниматься этим было уже поздно, поскольку этот перекошенный бизнес без явных административных усилий извне не может существовать. Свои услуги «САХ» продавливал и навязывал в городе только через политику, которая растаяла после того, как все узнали, что губернатор Жвачкин даже не разговаривает с мэром Николайчуком.
И тут как раз подросли ребята из второго эшелона. Главы городских районов явно раскисли в этой теме, поскольку рынок мусора всегда регулировался сверху. Почти все, кто на нем появлялся, помимо «САХа», договаривались не с управляющими компаниями или тем более собственниками жилых домов, а с мэрией. И та время от времени «подкидывала» крохи жилого фонда в качестве эксперимента небольшим частным компаниям, которые решались конкурировать в этом бизнесе со «Спецавтохозяйством». Таких «экспериментов», по большому счету, было два. Один с компанией «ЭкоСервис», другой — с «Чистым городом». Оба следует признать неудачными, поскольку задержаться на рынке не смогли, все это время не росли, а, наоборот, только теряли объемы и фонд.
Но весной на фоне усталости доминантного самца внезапно засорившийся административный канал, через который регулировалась вся городская экономика, начали пробивать с другой стороны. Владельцы нескольких крупных управляющих компаний и напрямую аффилированные с ними серьезные муниципальные чиновники начали перекраивать рынок мусора самостоятельно, без формального участия властей. Так к концу лета в Томске закрепились два новых перевозчика мусора, которые за считанные месяцы «откусили» себе по приличной доли рынка. Это компании «Сорнет» Олега Урядова и «ABF Logistic» бывшего главы «САХа» Николая Чаринцева.
К сентябрю у муниципального «Спецавтохозяйства» осталось уже около 60 процентов рынка сбора и транспортировки ТБО. 15 процентов — у «Сорнета», столько же — у Чаринцева. Оставшиеся 10 процентов — это все те, кто вывозит мусор самостоятельно, и мелкие операторы с одним мусоровозом, типа «Ремстройбыта» и «МЖЭП-9».
С мусоровозами Урядова все понятно: он создал компанию по вывозу мусора, чтобы она обслуживала жилой фонд, на котором работают его управляющие компании, входящие в группу «Управдом». «Сорнет» сейчас вывозит мусор семи томских УК и ряда ТСЖ. А вот с мусоровозами Чаринцева сложнее: своего жилищного бизнеса у него нет, поэтому, чтобы попасть на рынок, ему пришлось договариваться с владельцами крупных УК. Ну и бывший глава «САХа» договорился. Он сначала объехал все управляющие компании, потом с декларациями о намерениях съездил к каждому из глав районов. Так в сентябре контейнеры «ABF Logistic» появились на Каштаке, в части Кировского и Советского районов. Если посмотреть, что там за жилой фонд, то легко понять, кто выводит нового оператора на рынок^ это одна из крупнейших томских УК — «Жилсервис». Только не спрашивайте меня, что это за УК, вы лучше меня знаете, кто ее контролирует.
Ну, а что городские власти со своим «Спецавтохозяйством»? Евгений Паршуто мне честно признался, что «САХ» в теме вывоза мусора серьезно «просел». Его объяснения, почему это произошло, меня устраивают. Подчиненных Паршуто, видимо, не очень, но пусть они об этом узнают все-таки от него, а не от меня. Поэтому здесь точка.
Интереснее другое: как мэрия собирается дальше регулировать стихийно образовавшийся рынок сбора и перевозки мусора в городе? Паршуто говорит, что муниципалитет будет нагружать новых операторов социальными подрядами, чтобы те вывозили какой-то там городской хлам бесплатно. Единственный ненасильственный способ «нагнуть» их сейчас — это все-таки построить в Томске мусороперегрузочную станцию и регулировать допуск к ней тех или иных перевозчиков. Тогда одни будут возить свой мусор на полигон ТБО, а другие экономить на бензине. По-другому «САХ» не может конкурировать с частными операторами, поскольку у тех издержки в разы меньше, и они договорившись, могут легко обрушить тариф на 20-30 процентов вниз без малейшего ущерба для себя.
Что касается деятельности «Спецавтохозяйства», то Паршуто, насколько мне известно, никогда не был сторонником идеи явного доминирования этого МП на рынке мусороперевозок. Нынешний градоначальник считает, что доля «САХа» на рынке не должна превышать 60 процентов. Это означает, что власти теперь должны закрепить статус-кво. Но вот ребята, которые нынешним летом затеяли передел мусорного рынка в областном центре, хотят оставить «Спецавтохозяйству» лишь половину этого рынка. Остальное — разделить между новыми частными операторами.
Пусть Евгений Паршуто не удивляется, но именно на таком разделе рынка, как о деле уже решенном, говорят его непосредственные подчиненные. Я вот думаю, им всем есть теперь о чем поговорить. Главное, чтобы вывозили.