29 сентября, воскресенье
+5°$ 92,71
Прочтений: 7169

Вот новый теплоход… (фото)

Вот новый теплоход… (фото)
Фото: Дмитрий Кандинский

На Самусьском судостроительно-судоремонтном заводе праздник — на воду спускают два новых теплохода. Ветер разносит по берегу песни, ревущие из больших колонок. Дети, весело галдя и толкаясь, обследуют местность. Посмотреть на то, как будут спускать на воду суда, пришла, кажется, половина рабочих завода — давно люди не видели, чтобы предприятие строило новые теплоходы.

Проблемы у Самусьского завода начались еще в 90-х годах: заказов не было, начали расти долги по зарплате. В 2010-м предприятие обанкротилось, но уже в 2011 году завод купил «Сибирский центр логистики». Тогда же предприятие получило большой государственный заказ.

— Выжили мы с приходом новых акционеров — «Томской судоходной компании» и «Сибирского центра логистики». Получили госзаказ на строительство 18 теплоходов до мая-июня 2014 года. Это хороший заказ. База и коллектив позволяют его выполнить, — рассказывает директор завода Виктор Шварц.

Два новых теплохода, которые спускают сегодня на воду, названы в честь птиц — «Вяхирь» и «Юрок». Их построили в рамках госзаказа. После ходовых испытаний одно судно отправится в Новосибирск, другое будет следить за водной дорогой на Оби в Молчановском районе. «Вяхирь» и «Юрок» — седьмое и восьмое суда, построенные в рамках государственной программы на Самусьском заводе. Еще два теплохода спустили на воду неделей ранее, четыре стоят в очереди. На строительство одного теплохода уходят ровно девять месяцев и около 45 миллионов рублей.

У каждого судна есть своя «крестная мама». У «Вяхиря» ею стала начальник службы путей Обского бассейна Яна Мальцева. Обряд «крещения» теплохода выглядит впечатляюще — «крестная» разбивает о своего «подопечного» бутылку шампанского. Сосуд с напитком прикреплен на канате к борту теплохода, Яна Мальцева поднимается на площадку, поставленную у судна, помощник протягивает ей конец каната. «Крестная мама» оттягивает веревку в сторону и... бутылка вдребезги разбивается с первого удара. «Этот будет работать!» — доносятся в толпе одобрительные возгласы рабочих.

— Ну, как впечатления? — обступают журналисты «крестную».

— Это восторг! Новое судно с таким названием — «Вяхирь», то есть птица. Я надеюсь, что, как птица, этот теплоход будет ходить с хорошей скоростью. И дай бог, чтобы это было не последнее судно, которое мы будем получать.

— Это первые ласточки, один теплоход всей потребности в судах не закроет, — отмечает начальник водных путей Томского района Станислав Михайленко. В его ведомстве будет работать «Юрок». — В последний раз мы получали новый теплоход, наверное, в 1984 году. А вообще, областное ведомство получало. Но и то самому новому — лет 15.

«Юрок» будет работать на участке длиной 78 километров, от Молчаново до Колпашево. Каждый день он будет измерять глубину реки и отправлять данные в диспетчерскую, оттуда информацию направят судовладельцам. Речная система области разделена на восемь участков длиной от 80 до 120 километров. На каждом из них работает свой теплоход, и всех их нужно заменить.

— Флот изношен, как транспортный, так и технический, — рассказывает руководитель «Обского ГБУ» Сергей Павлушкин. — Есть большая необходимость в замене, модернизации.

— Техническим флотом мы в состоянии обеспечить все реки за Уралом, — дополняет замгубернатора Леонид Резников. — Немного говорится, но многое делается. В частности, с началом навигации открыто пассажирское общение силами нескольких судоходных компаний по северу области в Парабельском, Каргасокском районах, до Стрежевого, Ханты-Мансийска. Одна компания наша, региональная, вторая — Ханты-Мансийская. Мы пока начали работать на Самусьском заводе над созданием судов технического флота. Конечно, он пока не готов к строительству лайнерного или крупного пассажирского флота. Но то, что необходимо будет для региональных перевозок того масштаба, который у нас есть, мы в состоянии обеспечить… Смотрите, коллеги, пока мы разговариваем, у нас судно начало двигаться! — вдруг радостно восклицает Резников.

По реке медленно идет «Вяхирь», украшенный воздушными шарами. С берега провожают его взглядами работники завода. Сейчас на предприятии работают 183 человека, часто приходится использовать субподрядные организации, отмечает Виктор Шварц. После банкротства работники разошлись кто куда, но руководству удалось их вернуть. Сейчас, говорят, на заводе работает уже сложившийся коллектив, и Шварц этим заметно гордится.

— Я здесь проработал всю жизнь, с 1975 года, — рассказывает судокорпусник-сварщик Алексей Кузнецов, старейший работник предприятия. — Раньше судна больше строили, посолиднее, они работали на нефтяную промышленность, грузовые судна до двух тысяч тонн. А сейчас — вот, — показывает он на медленно плывущий «Вяхирь».

— Работы много у вас, народу хватает?

— Работы очень много, — качает головой судокорпусник, — народу не хватает. Все сейчас, в основном, по вахтам идут. Молодежь приходит, научатся и уходят... Я раньше на Черноморском флоте работал, сварщиком. Почему сюда приехал? Жизнь так сложилась, — улыбается он.

Самусьский судостроительно-судоремонтный завод, рассказал Шварц, работает уже 134 года. За это время на нем построили 436 судов.

Смотрите также