22 ноября, пятница
-11°$ 100,68
Прочтений: 9676

Остров Эушта (фото)

Остров Эушта (фото)
Фото: Ольга Иовлева

Сегодня Эушта и правда похожа на остров. Забытый богом и окруженный со всех сторон водой. Вода стоит в огородах и дворах, размыты главные поселковые дороги. О дамбе, которую здесь строили три года назад, вложив 250 миллионов рублей, местные жители говорят исключительно с усмешкой. По их мнению, лучше бы приподняли дороги в тех местах, где их регулярно переливает. Это и дешевле, и удобнее в паводок: если передвижение не нарушено, то сама вода в огородах здесь никому и не мешает. Но кроме самих эуштинцев о поднятии дорог никто не говорит — чиновники говорят о продолжении строительства дамбы, на что требуется еще порядка 200 миллионов, и не скрывают при этом, что топить деревню все равно будет.

Надо сказать, что само наводнение народ переносит вполне спокойно и адекватно. Эвакуированных, за исключением одной семьи из ежегодно затапливаемого дома, нет. Подтопленных домов — около десятка. Жители штурмуют на «уазиках» уличные «реки», идут вброд до магазина. Из разговора жителей на этом самом оживленном месте деревни становится понятно — больше всего их напрягает введенный в среду режим локальной ЧС. Жалуются на сирену, напугавшую домашний скот, на увезенных кем-то и куда-то и в итоге пропавших коров. Новосибирские спасатели, поселенные в деревенский клуб (с первого взгляда напоминающий заброшенный сарай), рассказывают о своей роли: кроме дежурства на переправах с лодками, они помогают местным вытаскивать картошку из погребов, затаскивают свиней на чердак. Ничего экстраординарного и неожиданного в отрезанной от мира Эуште не обнаруживается.

Другое дело — противоположная сторона перелитой дороги, где расположился оперативный штаб. Здесь жизнь просто кипит. Милицейские посты, камеры, софиты, компьютеры с космосвязью у сотрудников МЧС, беспрерывно звонящие сотовые в руках у представителей администрации города и два десятка реально работающих мужиков из числа местных. Главные здесь именно они, официально именуемые подрядной организацией «Братство». Гендиректор Роберт Григорян рассказывает про четыре десятка машин различной спецтехники, про круглосуточную отсыпку затапливаемой дороги и безразличие всех остальных эуштинцев, а в это время, почти в полночь, его люди продолжают возить на обочину дороги бетонный лом.

Напостоянку поселился в машине оперативно-дежурной службы мэрии и первый вице-мэр Евгений Паршуто. А в среду в Эушту приезжал даже мэр. Ну, дальше без комментариев.

Отдельное слово — о добровольцах. Их великое предназначение было непонятно еще в тот момент, когда накануне паводка некий Союз спасателей рассказывал о наборе волонтеров, причем желательно из числа дайверов. Потом реально начали кого-то набирать и собирать отряды из числа студентов. Правда, еще до потопа выяснилось: работать в зоне затопления они не имеют права и не будут. Для чего тогда в ряды добровольцев приглашались владельцы спасжилетов, лодок и даже вертолетов, никто ответить не может. Вот и в Эуште понаблюдать за работой волонтеров так и не удалось. Паршуто отмахивается: еще только их мне здесь не хватало. И обещает обеспечить фронт работ сильно настойчивым сразу, как только уйдет вода и будет совсем безопасно. Ну, совсем никакой романтики.

Зато веселую и романтичную историю рассказал замначальника по мониторингу, предупреждению и прогнозированию ЧС областного управления МЧС Михаил Бегун в ночь на четверг. Где-то за деревней Борики есть дачный поселок Попадейкино с шестью официально проживающими там гражданами. Именно туда в момент наводнения приехала группа рыбаков. Спецы утверждают, что ловить рыбу в мутной паводковой воде — самое то, она идет икряная, а Рыбнадзор в это время спит. Так вот, мужиков спасали из Попадейкино почти всем составом МЧС: и спасатели за ними ездили, и сам полковник на вертолете над поселком летал. Но бухающие рыбаки тупо отказались выезжать. В итоге их оставили в покое и под присмотром отдельно выделенного звена спасателей.

В Эушту, кстати, в отличие от этого Попадейкино, народ все же пропускали. И машины «скорой» тоже. За прошлую ночь выездов врачей сюда было два — один к пьяным жителям вечером, второй — ложный поздней ночью. Непонятна роль гаишников в этом процессе. Машину с корреспондентом, несмотря на наличие свободных мест за кордоном, не пустили. Зато можно было наблюдать замечательную картину: гаишник тормозит подъехавшую «Газель»: «Куда?». Через опущенное стекло звучит разъяренный ответ: «Домой!» — и машина уносится прямо в шумящий поток воды.

К вечеру четверга вода вроде бы начала спадать. Но пока затор под Моряковкой не разбит, Эушта продолжает жить в своем уникальном режиме ЧС.

Смотрите также