Кто в доле?
На днях губернатор потребовал до конца года достроить всю дюжину проблемных домов и закрыть таким образом проблему дольщиков. И тут же заявил о создании списка «честных» строителей, обнародовать который его подчиненные должны уже в апреле. Интересно, его подчиненные ему вообще докладывают о том, что происходит в данной отрасли?
Начнем с дольщиков и проблемных домов. Даже если считать, что в списке их всего было 25, а осталось достраивать 12, то закрыть этот вопрос в нынешнем году никак не удастся. Вот один из самых проблемных объектов из наследия «СУ-13» — Красноармейская, 128. Дом на сотню квартир распродан почти полностью и сегодня находится на уровне двух этажей. Строить его с нуля будет муниципальный «Томскстройзаказчик». Но вот оплачивать минимум третью часть затрат — порядка 130 миллионов рублей — должны сами жители.
Расчеты просты: пять тысяч рублей с «квадрата» доплачивают владельцы жилья, и по десять тысяч — владельцы нежилых помещений. Для многих эти 300-500 тысяч рублей становятся поводом к отказу подписывать новые договора. Уговаривать, правда, их не собираются, просто предупреждают: те, кто не подпишет и не заплатит, не сможет затем оформить эту недвижимость в собственность — квартиры и гаражи будут проданы другим лицам. Но и достроить дом к декабрю никто не обещает. Не раньше декабря 2014 года, говорят власти.
Аналогичные сроки, а вероятнее всего, еще более отдаленные, ждут дома на Мокрушина. Здесь будут строить с нуля за счет областных средств и для дольщиков реконовских, и для замощинских, и для магелевских. Правда, сначала в район нужно подвести все коммуникации — это за счет города. А потом также собрать с дольщиков доплаты, убедив их получить вместо краснокирпичного жилья «панельку» эконом-класса.
— Слава богу, что у нас исполнительная региональная власть отделена от местного самоуправления, — говорит первый заммэра Евгений Паршуто. — Я имею право высказать любую точку зрения и как профессиональный строитель заявляю: реально весь следующий год еще будет занят особо сложными объектами. В нынешнем же по всем объектам будет принято решение, кто будет достраивать и за чей счет, будут оформлены все документы, которые позволят дольщикам принять участие в этом, определить размеры субсидий и снять все бумажные вопросы.
Примечательно, что подобный подход — заставить платить самих дольщиков — мэрия решила применить только сейчас. Дольщики остальных домов «СУ-13» — с тех же Сибирской, Гоголя или Спортивного — платили гораздо меньше. Всего со всех объектов за прошлый год было собрано 60 миллионов рублей. Остальное средства взяли из бюджета.
— В Новосибирске бюджет тоже вкладывается, — говорит Евгений Паршуто.— Там на решение проблем дольщиков было затрачено 600 миллионов рублей. Как и у нас. Правда, объектов у них больше — 34 дома. Но там пошли принципиально другим путем: они субсидируют только тех дольщиков, кто доказал, что у него нет иного жилья и он имеет низкий доход.
Стоит отметить, что именно на такой позиции — оказывать помощь только реально нуждающимся — настаивает и Минрегионразвития. Не далее как вчера в телеэфире от федерального чиновника данного ведомства прозвучала просьба не путать дольщиков и долевых инвесторов. Министерские чины предлагают считать дольщиками лишь тех, кто строит не больше одной квартиры и намерен в ней жить, что необходимо еще и документально доказать.
В Томске такой обструкции дольщиков никто не подвергал, и потому многие фамилии встречаются в числе дольщиков на разных адресах. Более того, не секрет, что в недавно достроенном доме по Сибирской, 98 (вложено 52 бюджетных миллиона рублей), жители уже распродают свои квартиры. Еще более веселая ситуация складывается с домами «Монолита». Здесь вдруг ниоткуда начали появляться обманутые дольщики, которые не «светятся» в мэрии, а сразу идут в суд подтверждать свои права.
— Будем с каждой квартирой разбираться, вплоть до дактилоскопии и проверки документов. Мы не собираемся строить для проходимцев, — зловеще обещает им Евгений Паршуто.
И тут вопрос о том, как предохраниться от повторения истории с дольщиками становится весьма актуальным. Ведь попытки наловить очередную кучку тех, кто заплатит за «жилье на бумаге», по-прежнему предпринимаются, причем известными в городе фирмами. Вот губернатор рассчитывает это пресечь с помощью «белого» списка строителей.
По идее, в данный перечень войдут те фирмы, которые не обманывали дольщиков, не нарушали строительное законодательство, строят на законно оформленной земле с проектами и прочим-прочим. А такие вообще есть в Томске? Даже те именитые строители, которых от проблем прикрывает депутатский мандат, все время на слуху — то в связи с уголовным делом, то в связи с некачественным строительством или возведением самостроя. А если не войдут эти, то кто тогда войдет вообще? Разве что муниципальный «Томскстройзаказчик».
— Это проблема людей, на самом деле. Поэтому я думаю, что они должны чему-то научится, — говорит Паршуто. — Если они хотят по восемь лет ждать квартиры, а потом у государства клянчить деньги, — это их личный выбор. А если действительно хотят приобрести жилье, то нужно смотреть, у кого ты приобретаешь. Люди должны поумнеть в конечном итоге. Хотя как они поумнеют, когда опять все играют в «МММ».