«Олимпийские игры» для кукол
«Медведи, тигры… Кукольные игры». Этот припев песенки, ставшей неформальным гимном шестого фестиваля театров кукол Сибири, проходящего в Томске, быстро подхватила детвора и, кривляясь, подражая дурному голосу Медведя с балалайкой, тоже пела и танцевала. А вокруг люди в костюмах кукол и с куклами в руках веселились, улыбались и смеялись, когда солидные дядечки с солидными званиями и должностями целовали обычный сибирский валенок.
Впрочем, валенок был как раз необычным — это был «Священный сибирский валенок», талисман фестиваля «Сибирские кукольные игры». Ему нахлобучили скомороший колпак и привязали веревочкой к шесту, наверху которого сидел Петрушка. Получалось, что это вовсе не Сергей Столяров, главный режиссер театра «Скоморох», подносил каждому участнику фестиваля валенок для символического поцелуя, а Петрушка потешается, скоморошничает. Петрушкины забавы не оставляли сомнений — главные на этом празднике, конечно, куклы, а не люди.
Возражать главной кукле России никто не осмелился. Больше того, завидовали. Кукле хорошо — она не боится простуды, ветер ей не страшен, и холод нипочем. В этом смысле кукла совершеннее человека. Примерно такой ход мыслей был у тех, кто пришел 7 октября на Белое озеро, чтобы поучаствовать в открытии «Сибирских кукольных игр». Нормальная для Томска октябрьская погода с изморосью уравняла в правах всех участников игр, но и внесла некоторые коррективы в торжественную церемонию открытия. Осеннего ветра почему-то испугался «Стальной ветер»: байкерский клуб, обещавший покатать кукол по городу, в последний момент вдруг передумал. И тогда по главной улице с оркестром — в смысле, с куклами — проехали театральные автобусы, возвещая городу и миру, что «Сибирские кукольные игры» уже начались. Так, профессиональное событие театральных деятелей с первых часов своего существования начало превращаться в событие общегородское.
Именно таким, общедоступным и демократичным, задумали «Сибирские кукольные игры» их организаторы — театр куклы и актера «Скоморох» во главе с директором Ларисой Отмаховой и главным режиссером Сергеем Столяровым. Надо отдать должное, замысел был грандиозный — превратить театральный фестиваль в некое подобие Олимпийских игр, чтобы каждый житель города чувствовал себя причастным к событию. Исходили из соображения, что кукла сопровождает нас от рождения до смерти. Поэтому рассчитывали на отзывчивость всех горожан, без оглядки на возраст, социальное положение и должности.
Для каждого предусмотрели свой формат. Все 15 театров Сибири, от Тюмени и Омска до Красноярска и Иркутска, приехавшие в Томск, стали участниками «Больших кукольных игр».
Все творческие силы города и области — библиотеки, музеи, дома детского творчества, фольклорные коллективы — включились в недельный марафон «Малых кукольных игр». Каждый участник на своих площадках устраивал либо выставку, либо мастер-классы, либо концерты и спектакли. Участником «Альтернативных кукольных игр» мог стать любой горожанин, принимая участие в акциях «Прокати куклу», «Кукла в окошке» и флешмобе «Кукольный роликовый ход». А можно было просто прийти на Белое озеро, в день открытия, с куклой в руках.
Собрать город под флагом «Сибирских кукольных игр» — такого еще не было в Томске. Поэтому инициативу поддержали областная и городская администрации, выделив денег, и спонсоры откликнулись с удовольствием, и общественные организации тоже не остались в стороне.
— За что люблю Томск, так за его фантазию, — признался заслуженный артист России Валерий Исаев, актер Омского театра кукол. — Так было при Романе Виндермане, так есть при Сергее Столярове. Мы тоже проводим различные фестивали, но на улицы города не рисковали выходить. Да у нас и нет такого удобного пространства, как у «Скомороха».
Оказавшись в открытом городском пространстве, фестиваль стал быстро наполнять его собой. В первый день куклы захватили Белое озеро: в разных его местах замечены были скоморохи, ростовые куклы, люди, переодетые в куклы. Они плясали, шумели, галдели. Во второй день куклы появились в окнах томских домов, которые включились в акцию «Кукла в окошке». Все дни в фестивальном режиме работали три главные сценические площадки Томска: театр куклы и актера «Скоморох», ТЮЗ и театр драмы.
График действительно плотный — по три, а то и по пять спектаклей в день ! Потом еще обсуждение, а вечером — дружеская коллегия (театральные капустники). И хотя все коллективы друг друга знают давно и хорошо, так как состоят в Товариществе театров кукол Сибирского региона в рамках межрегионального «Сибирское соглашение», часто ездят друг к другу на гастроли, но фестиваль — особая история, другой масштаб. Хотели показать что-то фирменное. Поэтму омский театр «Арлекин» привез спектакль-ветеран с десятилетней биографией — «Ромео и Джульетта», а Барнаул, — напротив, премьеру нынешнего года, еще не обстрелянные критиками «Легенды древнего Алтая». Томск показал две недавних премьеры «Про Федота-стрельца» и «Балаганчик герцога Глостера», которые рассчитаны на взрослого зрителя.
В том, что каждый театр сам отбирал спектакли для фестиваля, есть свои плюсы и минусы. На взгляд члена жюри Давида Бурмана, президента Международного фестиваля KUKART, плюс в том, что «это внутренний мониторинг, когда есть экспертный совет, то это уже «Золотая маска».
Сибирские кукольные игры — рабочий фестиваль, считает Давид Семенович, поэтому он интересен экспертам, так как можно посмотреть, кто на каком реальном уровне находятся театры в провинции, кто чем дышит. Минусы самоотбора в том, что не все спектакли оказались фестивального уровня. «С «Букой» хорошо по садикам ездить, а на фестивале хотелось бы видеть более серьезную работу», — сказали про спектакль-игру театра из Ханты-Манскийска. Но даже те работы, которые получили замечания от строгого жюри, возглавляемого режиссером Виктором Шрайманом (его регалии не перечисляю, но напомню, что в «Скоморохе» идут три его спектакля — «Сэмбо», «Леди на день», «Жил такой медвежонок»), у зрителей вызвали живую реакцию. Например, безумно жалко было Зайчонка, Медвежонка и Экскаватора из кемеровского спектакля «Повелителя крыс». Не только потому, что эти игрушки, оказались на помойке, но и потому, что они совершили подвиг самопожертвования.
О миссии театра вообще и конкретно о миссии театра кукол, который к детям стоит ближе всего, шла речь на круглом столе в областной администрации. По мнению приезжих экспертов, в Томске достаточно удачная ситуация. «У вас есть закон о театре. Своя программа». По мнению видных театральных деятелей, партнерство власти, бизнеса и театра должно родить другой подход к театральному делу. «Мы все время опираемся на опыт прошлого века, а живем в 21 веке. Оттого и возникает дисбаланс. Мы все время ищем национальную идею, а идея — это русский язык, который надо сохранять. И театр этому помогает, — было заявлено всеми участниками фестиваля. — Все спектакли особую миссию: учат добру, дают ощущение любви, дают возможность почувствовать, что ты не одинокий человек, а часть нации».
До конца «Сибирских кукольных игр» осталось всего несколько дней. В пятницу мы узнаем, кто же получит самый главный валенок в награду. К большому валенку — Гран-при — бутафоры театра «Скоморох» сделали еще много маленьких, чтобы все победители носили валенки как ордена. Впрочем, организаторы праздника учредили 20 номинаций. Так что никто не будет забыт.