Кто сумел продать самострой городу — 2?
История с закупкой квартир для сирот в самовольно построенном доме на Заливной, 19, получила продолжение. Причем весьма занятное. С одной стороны, вернув квартиры продавцу, можно таким образом поставить на место курирующих сферу закупок чиновников. С другой, можно создать еще один прецедент и снести уже не частный дом, а многоквартирник, хоть немного приструнив зарвавшихся строителей. Единственным препятствием в реализации этого сценария является страх: ни мэрия, ни депутаты не хотят получить вторую волну бунтующих дольщиков.
Защищать честь мэрского мундира в гордуме накануне были делегированы сразу двое его заместителей — Алексей Балановский и Александр Цымбалюк. Обоим чиновникам была поставлена одна и та же задача: показать безысходность ситуации и доказать законность сделки. С первым справиться почти удалось. Заботой о детях чиновники обосновали безумную стоимость квадратного метра, отсутствием на рынке недвижимости малогабаритных квартир — приобретение гостинок.
С доказательствами же собственной невиновности обстояло хуже. Ну хоть убей, неубедительно выглядело заявление Балановского, что для продажи мэрии недвижимости с продавца требуется только предоставить паспорт да свидетельство о собственности на квартиры. Видимо, заммэра даже не читал конкурсную документацию, в которой прописано, каким именно требованиям должны отвечать приобретаемые за счет бюджета квадратные метры. Требования, надо сказать, весьма стандартные. Например, соответствие жилья типовому проекту и санитарным нормам, подключение к центральным коммуникациям — теплу, свету, воде и канализации. И именно эти простейшие условия были проигнорированы как застройщиком, так и покупателем в лице администрации.
Как оказалось, на минувшей неделе из дома по Заливной, 19, не вылезали всевозможные комиссии. И депутаты, и сами чиновники пытались понять, откуда и куда идут трубы и провода, кто давал разрешения на подключение. Визуальный осмотр вкупе с ответами энергетиков-коммунальщиков результаты выдал удручающие.
Центральной канализации в доме нет вообще, есть выгребная яма, рассчитанная на четыре квартиры — это при том, что в доме их 90. Разрешение на подключение к водоснабжению было выдано из расчета на одну квартиру. С электричеством застройщик вообще не заморачивался, потому никаких заземлений и специальной подводки для электроплит в доме нет, и, как выразился Деев, «Резников поседеет, когда узнает, что и куда там подключали». Как выглядит система отопления, и в курсе ли теплосети, что в этом частном секторе им предстоит отапливать еще и многоквартирник, пока осталось невыясненным. На этом фоне про отсутствие отдельной кухни площадью не менее пяти метров, что, кстати, нашло отражение даже в решениях Верховного суда, и говорить как-то неловко.
Дом уже можно признавать небезопасным и аварийным, а после заявлений «Томскгеомониторинга» об опасной оползневой зоне, впору объявлять локальную ЧС и расселять уже заселившихся граждан. Хотя, стоит отметить, что уже в эти дни администрация Советского района продолжает настойчиво заселять сирот в эти квартиры, называя скандал надуманным. А комментарии вице-мэра о «недо-квартирах» — непроверенными слухами.
В том, что сделку придется расторгать, уже, похоже, не сомневается никто. Депутаты настроены достаточно жестко и уверены, что заставят мэра вернуть квартиры «физическому лицу Абдуллаеву Вусалу Фархаду Оглы». Не смогут сами, обратятся за помощью в прокуратуру. О том, что «этот случай мы отобьем», заявил и вице-мэр Цымбалюк. Категорически не понравилась эта идея Алексею Балановскому, который продолжает настаивать на том, что лучшего варианта для сирот найти все равно не получится.
Вариант, правда, был найден тут же. Но он снова не понравился заму по социалке. Дело в том, что для увеличения суммы, выделяемой областным бюджетом на закупку квартир, нужно повысить норматив квадратуры. Ну то есть вместо обязательных 14 метров жилой площади на человека утвердить, скажем, 18. И тогда можно будет уже покупать нормальные однокомнатные квартиры, пусть и на вторичном рынке. Только вот затронет это изменение норматива и остальных — тех, кого переселяют из аварийного жилья, и прочих. И тогда, по словам Балановского, «мы попадаем на огромные деньги».
Окончательное решение по поводу этих оказавшихся крайними сирот должно созреть в сентябре, после обсуждения на собрании гордумы. А вот вопрос более принципиальный — о сносе этого самостроя — пока остается открытым. С одной стороны, мэрия уже заявила о готовности создать подобный прецедент на Кольцевом, где частный дом превратился в 50-квартирник. С другой, все вице-мэры вкупе с депутатами боятся появления второй волны бунтующих дольщиков, которая попросту смоет их со своих кресел.
Официально
Вице-мэр Александр Цымбалюк:
— То, что квартиры куплены с нарушениями, мы выявили всего месяц назад через СМИ. Теперь придется обращаться в суд и взыскивать уже перечисленные деньги.
Депутат Александр Деев:
— Прокуратура должна не только настоять на расторжении сделки, но и проверить действия должностных лиц, принимавших такое решение и подписывавших эти постановления. Я сам пойду к губернатору и подниму этот вопрос. Тем сиротам, кому администрация продолжает навязывать эти квартиры, я советую не подписывать договор и не прописываться в этом жилье.