Кто сумел продать самострой городу? (фото)
Или как мэрия закупила квартиры сиротам в незаконно построенном доме
Очередной скандал городского масштаба, который, по идее, должен бы заинтересовать прокуратуру, но пока заинтересовал лишь посетителей форума областной думы. Мэрия, одной рукой пытаясь воевать с незаконным возведением на месте частных домов многоэтажных общежитий, другой разрешает задним числом узаконить эти «скворечники» и даже покупает в них квартиры для детдомовцев.
О новом способе решения жилищной проблемы для молодых семей в Томске знают все. Относительно дешевые гостинки и однокомнатные квартиры начали строить еще лет пять назад по очень простой схеме — на месте выкупленного частного дома с небольшим огородом. Затем — на месте расселенных деревяшек. Причем в самом центре. По данным, озвученным недавно в телеэфире главным архитектором города Владимиром Кореневым, подобных домов в Томске уже построено около 80 штук.
Остановить этот строительный беспредел можно — через суд. Именно по такому пути и намерены пойти городские власти. По словам Коренева, по пяти домам иски поданы, еще полтора десятка находятся у сотрудников правового департамента. Правда, о выигранных делах и уж тем более о сносе этих самовольно построенных домов ничего не известно. Да и вообще, в плане сноса самостроя в копилке мэрии лишь один «золотой» — коттедж на «Буревестнике». Ни одно из громких заявлений не дать достроить высотку или снести уже построенную где-нибудь в охранной зоне так до реальных дел и не дошло.
В середине июля реклама гостинок в центре от застройщика пошла более активно. Причем приобретать это жилье предлагается и за счет сертификатов «Молодая семья» и за счет материнского капитала. В мэрии томичей предупреждают: дома незаконные, и если даже не будут снесены, то узаконены так никогда и не будут. Вы купите долю и никогда не сможете получить свидетельство о собственности как на отдельную квартиру. В агентстве недвижимости, которое продает квартиры по наиболее популярным адресам, в ответ лишь улыбаются и показывают готовые свидетельства на этот самострой. И в качестве аргумента за безопасность покупки сообщают: сама мэрия покупает у нас квартиры.
И как выяснилось, действительно, покупает. Полтора десятка квартир было приобретено в конце июля в доме по улице Заливная, 17-19. Параметров, по которым дом построен незаконно, множество. Это и отсутствие разрешения на строительство — никаких разрешительных документов на этот дом в мэрии никогда не выдавалось. На сайте мэрии в разделе «Строящиеся объекты», где власти рекомендуют всем дольщикам смотреть, законна ли стройка, чтобы не оказаться в числе обманутых, этого адреса нет. Улица Заливная находится в районе оползневой зоны, и строить здесь высотки нельзя. Эта историческая территория «Монастырский лог», и потому строительство может быть только в дереве. Ну и, наконец, согласно Генплану Томска и последнему постановлению губернатора, это — зона охраняемого природного ландшафта. В которой, кроме дома с номером 17, построен еще один подобный, только уже с нормальными квартирами вместо гостинок, и еще один планируется построить в ближайшее время на месте расселенной деревяшки под номером 21. Причем продажа гостинок в будущем «общежитии» уже идет вовсю. И застройщик ничуть не сомневается, что его не только не остановят, но и помогут узаконить эти строения.
Основания для такой самоуверенности, надо сказать, есть. Например, о самострое на Заливной знают в городском департаменте архитектуры. И даже обещали этот дом снести. Ну, конечно же, через суд. Только вот непонятно как, но вместо суда и сноса дом был узаконен. Более того, гостинки в нем в количестве полутора десятков штук были приобретены мэрией — для детей-сирот. Примечательно, что распоряжения администрации Томска об этом были изданы 22 июня и 24 июля, то есть когда вице-мэры Евгений Паршуто вместе с Александром Цымбалюком убеждали журналистов, что будут ставить барьеры самострою, этот самострой уже был куплен, и чиновники продолжали покупать его дальше.
По идее, сейчас в дело должна вмешаться прокуратура. И не только из-за названных ваше нарушений при строительстве в запретной зоне. Но ведь, по сути, для детей-сирот куплено самое низкосортное жилье, не соответствующее санитарным нормам и расположенное в опасной зоне. Узнать же, кто застройщик, и почему ему удается так легко обойти все требования к строительству, пока не удалось.
Официально
Первый заместитель мэра Евгений Паршуто:
— Зарегистрировать квартиры, а не доли, можно в Росреестре, только имея решение межведомственной комиссии администрации города. Комиссия по этому адресу никаких решений не принимала и принять не могла даже теоретически. Сейчас изучаю контрактную документацию, как управление по соцполитике могло принять такие недо-квартиры. Каким образом застройщику удалось получить свидетельства о собственности на квартиры, остается только догадываться. Получается, в произошедшем есть вина Росреестра и управления соцполитики.