Без объяснения причин
«Можешь меня поздравить — меня уволили», — эту новость Виталий Попов, директор детской музыкальной школы № 4, сообщил мне по телефону. Звонил из своего кабинета, хотя рабочий день понедельника уже давно закончился. И закончился он для Виталия Владимировича совершенно неожиданным образом. В 17:00 ему объявили, что он уволен согласно пункту 2 статьи 278 Трудового кодекса РФ.
Приказ об увольнении вручила сама Лидия Левицкая, начальник городского управления культуры. В кабинет к Попову она пришла не одна, а вместе с комиссией, и при свидетелях ознакомила с документом, а также передала письмо, подписанное Николаем Николайчуком, где мэр давал свое согласие на увольнение. Лидия Васильевна настояла на том, чтобы Виталий Владимирович отдал ей печать и некоторые документы. Потребовала и ключи от кабинета, но Попов обещал их отдать на следующий день, чтобы иметь возможность забрать личные вещи. В 18:15 они расстались. Лидия Васильевна так и не объяснила истинную причину увольнения, а Виталий Владимирович не стал посвящать теперь уже бывшего начальника в свои намерения.
— Я объявляю голодовку, — заявил Попов журналисту портала. — К этому я уже давно морально готов. Потому что намерение уволить меня у Левицкой было давно. Но я ожидал, что мне как-то объяснят причину. Когда Медведев Лужкова убирал с поста мэра Москвы, то хотя бы пояснил, мол, Юрий Михайлович вышел из доверия. А тут прикрылись статьей, по которой имеют право увольнять в одностороннем порядке и без объявления причин. В письмах Алексея Балановского и Николая Николайчука, которые я получил, о причинах тоже ни слова. Только ссылка на Трудовой кодекс. Меня насторожила дата этих писем: 12 мая Балановский обращается к мэру о согласовании моего досрочного увольнения, и в тот же день Николайчук подписывает его. Разыграно, как по нотам. Однако Лидия Левицкая выждала, дала возможность закончить учебный год. Но поскольку до 24 часов 4 июня я еще директор, то именно как директор подписал письма губернатору и мэру о своем несогласии с методами моего увольнения. Сегодня я еще директор, а завтра — безработный голодающий. Теперь намерен запереться в кабинете и никого не пускать. Отсюда меня могут вывести только силой.
19 июня Виталий Попов должен был уйти в очередной отпуск, но решение его непосредственного начальника круто поменяло все. После 22 лет бессменной работы на посту директора музыкальной школы № 4 оказаться безработным — перспектива малоутешительная. В отличие от бывшего директора музыкальной школы № 3 Ярослава Лобанова, которого уволили так же по-тихому, Виталий Владимирович решил громко хлопнуть дверью.
— Это чистый шантаж, — расценила намерения бывшего подчиненного Лидия Левицкая.
О том, что Попов намерен объявить голодовку, она узнала от автора этих строк.
— У Виталия Владимировича есть право опротестовать приказ в судебном порядке. Или искать себе работу. Зачем устраивать сцены? Да, я не объяснила причину. Трудовой кодекс дает право учредителю досрочно расторгнуть договор в одностороннем порядке без объяснения причин. Но если вы спрашиваете о мотивах увольнения, то вот они: считаю, Виталий Владимирович уже не справлялся со своими обязанностями директора. Поэтому мною и было принято решение уволить его как неэффективного управленца. К тому же нужна ротация кадров. Нельзя всю жизнь сидеть на одном месте.
Справедливости ради скажем, что процесс ротации идет повсеместно, а в культурной сфере Томска в последнее время он стал набирать обороты. По странному стечению обстоятельств, в тот же день, 4 июня, была объявлена фамилия нового главы областного департамента по культуре: Павел Волк сменил на этом посту Андрея Кузичкина. К тому же сейчас не в моде подолгу задерживаться на одном месте или на одной должности. В прошлое уходит норма советских времен: одна запись в трудовой. Считается, что регулярная смена места работы заставляет человека всегда быть в форме. Все это, конечно, так… Но дело не том, что Виталий Владимирович не просто засиделся в директорах. Несколько лет назад его уже пытались уволить. Тогда коллектив школы встал на защиту Попова, и Аркадий Ратнер, бывший тогда начальником городского управления культуры вынужден был сдаться.
Причину «неэффективного менеджмента» сегодня следует искать, по мнению самого Попова, в его конфликте с нынешним начальником городского управления культуры. Чтобы понять, что стоит за решением Лидии Левицкой, надо заглянуть в ситуацию девятимесячной давности.
Тогда, в сентябре 2011 года, образцовый ансамбль домристов «Заряница» ДМШ-4, которым уже более десяти лет руководит Ирина Попова, преподаватель школы и жена Виталия Попова, готовился к поездке на международный фестиваль-конкурс «Море, солнце, фестиваль» в курортный испанский городок Ллорет де Мар. Еще в 2010 году «Заряница» завоевала право участвовать в заключительном (очном) туре международного фестиваля-конкурса, пройдя все отборочные этапы. Первоначально демонстрировать свое мастерство юные домристы четвертой музыкальной школы собирались в июне и во Франции, конкретно в Каннах. Но в мае новосибирская фирма «Арт-форум», организатор поездки, внезапно перенесла сроки фестиваля и изменила место его проведения. Вместо Франции — Испания, вместо начала июня — конец сентября. А вместе с этим изменились и другие обстоятельства — увеличилась сумма поездки. Поэтому каждому из российских участников фестиваля было разослано письмо, в котором предлагалось либо отказаться, либо согласиться. «Заряница» согласилась. Вернее, согласились родители девочек из ансамбля. Все, кроме одной мамы.
Но обещанных денег — около 52 тысяч рублей из бюджета управления культуры и 60 тысяч спонсорских — «Заряница» не получила. Хотя еще в марте на визит во Францию управление культуры Томска выделяло средства. Однако уже в августе, а именно 31 числа, та же Лилия Левицкая вынесла выговор директору ДМШ-4 Виталию Попову за превышение им своих полномочий и нецелевое использование родительских пожертвований. И настаивала на проверке его действий.
Эта внезапная перемена настроения связана с заявлением мамы Яны Анфилофьевой, которая 30 августа обратилась к Левицкой с жалобой на супругов Поповых, что те не возвращают ей 40 тысяч, переданных на поездку ее дочери во Францию, и просила помощи у Лидии Васильевны. Тут-то и выяснилось, что директор ДМШ-4, обращаясь за помощью в управление культуры, умолчал, что большинство участников ансамбля уже не являются учащимися музыкальной школы № 4. Только одна участница из двенадцати к моменту отъезда все еще числилась ученицей Ирины Поповой.
«В том, что поездка во Францию не состоялась, нашей вины нет, — писала в объяснительной записке художественный руководитель ансамбля Ирина Попова. — Дети активно работали весь год, и деньги были уже внесены. Нам было предложено три варианта: перенести срок поездки на конкурс, изменить страну проведения — в частности, Испанию, либо отказаться от участия в фестивале как таковом. Об отказе вообще вопрос не поднимался. Мы выбрали второй вариант». Но Левицкая посчитала невозможным оплачивать из бюджета эту международную поездку, поэтому отозвала свой приказ и наложила вето на спонсорские деньги. Она и лично пыталась убедить родителей не отправлять своих детей в Ллорет де Мар, настаивая на том, что этот коммерческий фестиваль не является престижным. Тем не менее, «Заряница» съездила в Испанию, привезла диплом за третье место. Недостающие деньги на поездку выложил из своего кармана Виталий Попов. Он надеялся, что удастся вернуть хотя бы часть спонсорских денег, «замороженных» на счетах управления культуры. Увы…
История с этой поездкой имела неприятные для Виталия Попова последствия. Сначала служебные проверки, выговоры. Потом сам директор пытался отстоять свою правоту в суде, но судьи приняли сторону ответчика, то есть городского управления культуры, посчитав, что у Лидии Левицкой имелись все основания отказать в финансировании поездки «Заряницы» в Испанию.
Так что приказ об увольнении Виталия Попова неожиданным не назовешь. Следует признать и то, что законодательство на стороне Лидии Левицкой. Но оно же защищает и права другой стороны. «В случае прекращения трудового договора с руководителем организации в соответствии с пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса РФ при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка», — так комментируют юристы право работодателя.
По человечески жаль Попова. Жаль, что расставание с деятелем культуры, работником художественного образования произошло таким скандальным образом. Как отреагируют на голодовку директора губернатор и мэр, станет ясно в ближайшие дни. Пока замечу, что это первый в Томске случай голодовки руководителя учреждения культуры.