24 ноября, воскресенье
-4°$ 102,58
Прочтений: 3017

Самострой в законе

Самострой в законе
Фото: obzor.westsib.ru

Информацией о том, что в исторической части города начата очередная стройка, томичей давно не удивить. Такие места всегда были привлекательными в силу своего расположения вблизи центра. Вот и теперь в самом «сердце» города — на Воскресенской горе — строится дом. Правда, пока неясно, что это будет за здание — в мэрии говорят, что разрешения на работы по улице Октябрьской, 63, у застройщика нет, и проект будущего дома никто из чиновников не видел. В Госстройнадзоре же разводят руками: участок находится в частной собственности, а это ограничивает возможности надзорных органов провести проверку документов. Зато и те, и другие сходятся в одном: скорее всего, здесь появится индивидуальный жилой дом, который потом легко зарегистрировать по упрощенной схеме. И тогда самострой станет вполне себе легальным объектом.

Председатель комитета строительного и земельного контроля мэрии Владимир Шадрин убежден: прокуратуре и Госстройнадзору самое время вмешаться в ход событий. Именно эти ведомства, согласно Кодексу об административных правонарушениях РФ, должны курировать вопросы самовольных строений, говорит чиновник. Но там, поясняет он, не торопятся браться за дело, перекладывая ответственность друг на друга. А у муниципалитета нет полномочий выписывать протоколы об административных правонарушениях за самовольное строительство.

— Однако Госстройнадзор ссылается на Градостроительный кодекс РФ, где сказано, что ведомство может осуществлять надзор за строительством лишь тех объектов, проектная документация которых проходит госэкспертизу. Но в КоАПе сказано, что они должны составлять протоколы по всем «самоволкам» в принципе, — недоумевает чиновник.

В ответ на жалобу Владимир Шадрин получил отписку, что Госстройнадзор направил в прокуратуру Томска обращение по выявленной мэрией самовольной стройке. Там с доводами надзорного ведомства согласились и посоветовали обратиться в прокуратуру Октябрьского района. «А оттуда пришел ответ, что КоАП не содержит норм, определяющих круг лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях по статье 9.5 о самовольном строительстве в отношении граждан. Но открываем эту статью и читаем: за самострой гражданам грозит такой-то штраф. Значит, все же обязаны составлять протоколы! А в итоге мне пишут, что оснований для прокурорского реагирования нет», — пытается разобраться в занонодательных коллизиях Владимир Шадрин.

В Госстройнадзоре поясняют: органов, которые оперируют статьей КоАПа о самовольных строениях, несколько.

— Среди них, к примеру, Ростехнадзор, и его не зовут разбираться с самовольным строительством коттеджей, поскольку это ведомство занимается особо опасными объектами вроде АЭС, — говорит начальник ведомства Андрей Пацуков. — Госстройнадзор тоже работает с определенными строениями — это те, что должны проходить госэкспертизу. Среди них многоквартирные жилые дома не больше трех этажей, объекты площадью более 1500 квадратных метров, административные здания выше двух этажей — весь перечень есть в 54 статье Градостроительном кодексе. КоАП же — инструмент, которым мы можем использовать лишь в рамках этой самой статьи. Но никак не в отношении частных лиц, которые купли землю и что-то на ней строят. Этими объектами должна заниматься прокуратура. Они должны установить лицо, осуществляющее строительство, и, если у него нет разрешения, прокуроры вправе возбудить административное дело и вынести постановление, которое направляется нам на рассмотрение. Мы чаще всего перенаправляем документ в суд, который выносит свое решение.

В прокуратуре Октябрьского района, на которую ссылается мэрия и Госстройнадзор, заявили, что еще в конце января направили в муниципалитет письмо с просьбой предоставить полные сведения об участке на Октябрьской, 63, и застройщике. Срок на получение ответа истекает на днях. Ознакомившись с документом, прокуратура примет решение о дальнейших действиях.

Между тем запросы в надзорный орган по поводу стройки на Воскресенской горе приходят не только от мэрии, но и от граждан. Мария Бокова живет на Октябрьской, 61, по соседству со стройкой. Когда-то она хотела выкупить часть прилегающего участка и построить сыну дом. «Мэрия нам отказала, сославшись на то, что это место является зоной охраны элементов ландшафта с особо ценным археологическим слоем. Однако теперь здесь строится дом. Согласитесь, нелогично получается», — недоумевает томичка.

— Насколько я знаю, губернатор уже подписал постановление о проекте охранных зон, который получил положительное заключение госэкспертизы и сейчас находится на утверждении в министерстве культуры. И наша часть Воскресенской горы — от Загорной до Шишкова — включена в зону объектов культурного наследия федерального значения. Здесь запрещены земляные работы, которые ведут к изменению ландшафта горы. Между тем, проект, который показал прораб, предусматривает строительство трехэтажного дома во весь участок. Ландшафт уже начали менять: со стороны Октябрьской вырыли котлован, а на границе с Лермонтова, 39, отсыпали грунт высотой четыре метра. А представьте, потом на этих четырех метрах сделают фундамент, возведут десятиметровые стены... В итоге мы окажемся в яме, и наши участки потеряют в цене. А если строители раскопают пролегающие под землей родники, то мы все поплывем...

Но апеллировать к проекту охранных зон, пока он не утвержден, бесполезно. Мария Бокова замечает, что пока что действует другой проект зон от 1982 года, согласно которому улица Октябрьская и Лермонтова и вовсе входят в зону историко-заповедного района. «На что в мэрии заявили, что этот проект устарел и не отвечает современным требованиям. Но его же никто не отменял!», — не понимает логику чиновников Мария Бокова.

Не дождавшись принятия мер со стороны местных надзорных органов, женщина направила жалобы в Генпрокуратуру и администрацию президента. Теперь ждет ответ... Томичка не исключает, что дальнейшее развитие событий можно предсказать уже сейчас. Кстати, об этом же говорил глава Госстройнадзора Андрей Пацуков:

— В Томске давно идет порочная практика следующего толка. Зачастую под видом индивидуальных жилых домов строятся многоквартирники, затем их регистрируют по упрощенной схеме, и, поделив на квартиры, выгодно продают. Покупатели клюют на привлекательные цены, а потом расплачиваются горящей проводкой, промерзающими стенами, отсутствием нормальной канализации, ведь проект не проходил госэкспертизу, потому что изначально строился как индивидуальный жилой дом. Вот что значит лазейка в законодательстве.

Казалось, ситуация зашла в тупик. Однако на момент публикации выяснилось, что дело сдвинулось с мертвой точки. Председатель комитета строительного и земельного контроля мэрии Владимир Шадрин сообщил нам, что завтра представители мэрии и прокуратуры района выедут на место строительства для составления протокола об административном правонарушении. После чего мэрия будет обращаться в суд с требованием о сносе самовольно построенного объекта.

— В ближайшее время на встречу с мэром Николайчуком будут приглашены прокурор Томска, начальник городского УМВД, представители Госстройнадзора, а также ТОРЦа — именно там регистрируют самовольно построенные здания, и энергоснабжающих организаций, которые эти «самоволки» подключают к теплу, воде, электричеству. Ведь только за 2011 год мы получили около 80 обращений по поводу самовольно построенных зданий. Надо эту практику прекращать.

Смотрите также