29 сентября, воскресенье
+4°$ 92,71
Прочтений: 6603

Секрет — в переодевании (фото)

Секрет — в переодевании (фото)
Фото: из личного архива Марии Пушной

Фотографов сегодня пруд пруди: каждый, у кого есть камера, норовит причислить себя к таковым. Поэтому нынешние фотосессии похожи на фаст-фуд: быстро и без затей. Но некоторые фотографы сознательно отсеивают предложения знакомых «пофотаться», отдавая предпочтение экспериментам из любви к искусству. Такой жанр фотосъемки как костюмная фотография в Томске еще мало кому известен, но первопроходцы среди томичей уже есть.

Томичка Мария Пушная занимается костюмной фотографией с 2003 года. По ее выражению, это похоже на съемки фильма — нужно придумать не только идею, но и подобрать модель, найти подходящее для работы место, позаботиться об антураже, костюмах, прическе, макияже... Возможно, поэтому мало кто занимается костюмными фотосессиями. Мария же настолько увлеклась этим жанром фотосъемки, что часами просиживает в Интернете, читая про гуру костюмной фотографии из других стран — в России, увы, своих мастеров пока немного.

— Вообще, в обывательском смысле новогодние костюмы или стилизованные свадебные фотосессии можно отнести к этому жанру, но с большой натяжкой. Костюмированная фотография более сложна, замысловата, оригинальна. Не так, что нарядился в красивое платье и сфотографировался на фоне стены — это серьезный труд, — объясняет Мария.

В январе она устраивала на одной из томских арт-площадок мастер-класс по костюмной фотографии. На нем можно было не только послушать про этот жанр, но и примерить один из образов на себя, снявшись в облике японской гейши или средневековой принцессы.

По словам Марии, мода переодеваться в костюмы других эпох возникла еще несколько столетий назад. Как правило, это было связано с карнавалами, которые проходили по всей Европе. В 19 веке с появлением фотографии переодевания стали частью фотоискусства.

— К примеру, у одного французского фотографа 19 века есть серия фотографий под названием «Женщины будущего». По мысли фотографа, через какое-то время дамы начнут осваивать мужские профессии. Поэтому на одной фотографии изображена женщина в костюме кондуктора, на другой — жокея, на третьей — кучера, на четвертой — лейтенанта. Для того времени это было весьма эпатажно. У русской знати были свои причуды. Так, на балы любили наряжаться в костюмы времен Ивана Грозного или Петра I, — говорит Мария.

Но, как известно, все нестандартное начинается с неприятия традиций. Появлению костюмной фотографии предшествовала эпоха прерафаэлитов — английских художников второй половины 19 века, чьи картины бросали вызов условностям викторианской эпохи и слепому подражанию классическим образцам живописи. Каждый портрет прерафаэлиты наделяли неким романтическим образом, чаще всего из средневековья или античности, воспроизводя сюжеты из легенд, мифов или сказок. А появление фотографии вдохнуло в прерафаэлитизм новую жизнь — теперь моделей в необычных образах можно было не только рисовать, но и фотографировать. Некоторые из этих фотографий до сих пор можно увидеть в областном художественном музее.

— Льюис Кэролл, автор «Алисы в стране чудес», тесно общался с прерафаэлитами и тоже занимался фотографией. Сохранились сделанные им снимки той самой Алисы Лидделл в разных костюмах, которая стала героиней его книги, — дала краткий экскурс Мария.

В 20 веке этот прием начинают все чаще применять в рекламных целях. К примеру, известный фотограф Энн Лейбовиц создает костюмированные фотосессии для журналов мод. Как правило, такие рекламные съемки делаются на основе известных произведений: «Красавица и Чудовище», «Волшебник Изумрудного города», «Русалка», «Ромео и Джульетта». Ее коллега Тим Уолкер сотрудничал с известным режиссером Тимом Бертоном и его женой, известной актрисой Хеленой Бонем Картер, которая обожает нестандартные наряды. Все эти фотосессии уже не предполагают реконструкции костюмов, а основываются только на полете фантазии авторов.

Мария, как культуролог и стилист по костюмам, предпочитает работать именно с историческими нарядами. Первую фотосессию она посвятила скандинавской тематике, взяв за основу 24 руны. Пришлось шить не один костюм и подыскивать подходящее место для съемок. В итоге их проводили в лесу. Немало времени ушло и на поиски моделей — нужны были девушки как минимум с натуральным цветом волос. Сегодня люди сами обращаются к Марии за нестандартной фотосъемкой, чтобы превратиться на час в лесную чародейку или восточную принцессу.

— Как правило, либо есть костюм, из которого вырастает идея, либо наоборот. Самое главное — это должна быть фотоистория, как кадры из фильма. Даже если в вашем распоряжении только одно платье. При этом я не люблю лепить из людей то, чего в них нет. Не навязываю свои идеи и образы. Все должно исходить от человека. Если девушка хочет примерить на себя образ колдуньи или амазонки, то, скорее всего, она это в себе чувствует, и съемка точно получится, — говорит Мария Пушная.

В ее портфолио можно найти и чеховскую даму с собачкой на томских старинных улочках, и эльфиек на единорогах, и мрачных готов в черных одеждах, и анимэ-героев... Есть даже фотографии, сделанные в интерьерах краеведческого музея. Следующий проект Мария посвящен истории Томска 18-19 веков и его легендам. Вскоре его можно будет увидеть в одной из галерей города.

Смотрите также