29 сентября, воскресенье
+4°$ 92,71
Прочтений: 5142

В иордани искупался даже мэр (фото)

В иордани искупался даже мэр (фото)
Фото: Рубин Гайнутдинов

Удивительно, но нынче крещенские купания на Белом озере не вызвали такого ажиотажа, как год назад. Возможно, причиной тому стали морозы. В этот раз желающим окунуться в прорубь предстояло сделать это при минус 26 градусах, а в 2010 году на улице было минус 15. По крайней мере, так утверждают синоптики. К слову сказать, самым морозным этот день был в 1900 году — тогда было минус 47, а самым теплым — в 1992 году, когда на улице было плюс полтора градуса. Еще одним открытием для меня стало и то, что в этот раз многие из пришедших решились искупаться в иордани ради интереса. Практически все опрошенные признавались, что просто хотят себя испытать — смогу-не смогу. Верующий, пришедший на Белое озеро с целью смыть с себя грехи, мне попался лишь однажды.

Как и год назад, я направилась к месту купаний заранее, чтобы успеть опросить пришедших сюда горожан до начала процедуры освящения воды. Придя на место, я была немало удивлена, не увидев привычной за два года хождения на озеро толпы. Около ледяных ворот рядом с выходом к проруби дежурили несколько десятков человек — никакой давки или толкотни. Хотя помня, что в том году в купаниях приняли участие больше двух тысяч человек, организаторы решили поставить палатки побольше, чтобы желающие окунуться в иордани не мерзли в очереди.

Тем временем к Белому озеру подошел крестный ход, стартовавший от Свято-Воскресенской церкви. Возглавлял процессию священнослужителей, исполнявших по пути на озеро церковные пения, архиепископ Томский и Асиновский Ростислав.

— Подвиньтесь, граждане! Еще немного! — призывали стражи порядка, тесня толпу и давая проход священнослужителям. Поскольку я стояла самая первая, то не могла не почуять, как от двигавшего меня ЧОПовца резко пахнуло перегаром. Видимо, не выдержала душа мороза...

Как только архиепископ и его подчиненные вышли на лед, горожане ринулись к ограждениям, чтобы увидеть процесс освящения воды. Их ожидало разочарование — процедуре опускания креста в воду предшествовал молебен. Кстати говоря, во время него буквально единицы крестились — остальные перебегали туда-сюда, пытаясь хоть что-то разглядеть. Вот тут-то и начались толкотня и суета.

Наконец архиепископ завершил молебен и опустил крест в воду, заканчивая церемонию. К этому времени в палатках уже ожидали приготовившиеся к купаниям люди. Не дождавашись начала, какая-то женщина лет сорока, в халате и тапочках на босу ногу, выбежала из палатки с фотоаппаратом. «Товарищ полицейский, сфотографируйте мне озеро, отсюда не дотянусь!», — обратилась она к человеку в форме. Тот молча покачал головой — не могу. Тем временем над толпой вырос лес рус с телефонами и фотоаппаратами — люди снимали все происходящее на льду.

Замечаю рядом людей с пакетами — явно пришли не просто так.

— Зачем вам это? — спрашиваю у девушки.

— Не знаю, — смущается она. — Попробовать, что это такое.

— А вы почему хотите окунуться? — обращаюсь к женщине лет 45, она пришла сюда с сестрой.

— А почему бы и нет? — весело отвечает она и подмигивает сестре.

— Ну это ради интереса или действительно верите в то, что очиститесь от грехов? — не унимаюсь я.

— Ну если бы не верили, не пришли бы, — смеется женщина.

Поодаль переминаются с ноги на ногу две девушки, обе — с пакетами. По виду — студентки.

— Мы первый раз пришли, мы еще не решили, — скромничают они. — Если не побоимся и не сильно замерзнем, то окунемся. Зачем? Просто интересно. Какой-то экстрим...

— А я хочу узнать, какие ощущения. Понравится или нет, — объясняет девушки, которая пришла в компании с мамой.

— Ну я знаю, что людям нравится, — вступает в разговор родительница. — У нас на работе одна женщина ходила, была под впечатлением. Рассказывала, что холода не чувствовала и ощущения какие-то возвышенные...

Наконец мне на глаза попался мужчина с пакетом, из которого торчало полотенце.

— Сам я в проруби был, наверное, раз двадцать. И когда в баню посещаю, обязательно иду на родничок. Я привычный. Мне интересно, почему народ идет, в мороз. Я долго думал на эту тему. И мне кажется, что это не столько вера, сколько свойство русского человека: а дай-ка я попробую, смогу или нет.

Парень лет 18 не отличался особой общительностью. Сказал лишь, что для него это будет первое ныряние в прорубь.

— С какой целью пришел? Не знаю. А насчет очищения от грехов — у меня их нет, — отшутился он.

Пожалуй, самый внятный ответ прозвучал от мужчины, который стоял в очереди желающих искупаться в ледяной воде вместе с сыном. Как выяснилось, он пришел с такой целью на крещенские купания впервые.

— Вы вместе с сыном будете окунаться? — спрашиваю я, сердобольно глядя на мальчика.

— Нет, я его еще не подготовил. Может годика через два возьму, — говорит отец. — Не знаю, кто как, а я пришел дух укреплять. И организм. И так редко болею, но хочу не болеть вообще. И для этого я закаляюсь, в том числе таким способом. Я и раньше в проруби купался, когда в лесу работал. А потом в баньку — и отлично себя чувствовал.

К этому времени архиепископ Томский и Асиновский Ростислав закончил службу и поблагодарил власти города и сотрудников МЧС за помощь в организации купаний.

— Ну все, удачи! — понеслось из толпы вслед заходящим в палатки.

В этот момент люди прильнули к ограждениям, лишь бы хоть одним глазком взглянуть на то, как смельчаки полезут в прорубь. Их, кстати, было две — для мужчин и для женщин.

— Да она с ребенком в иордань пошла! — воскликнула стоящая рядом пенсионерка. Мне ничего не было видно, поэтому приходилось ориентироваться по эмоциям впередистоящих.

— О, да это же мэр ныряет! — вдруг закричал какой-то мужчина. — Точно он! И как не побоялся?!

И народ принялся бурно обсуждать только что услышанную новость...

Кстати говоря, за несколько дней до крещенских купаний мы провели на портале опрос на тему того, как читатели относятся к этому мероприятию. На выбор были представлены четыре варианта ответа. Мнения более чем полутора тысяч человек разделились следующим образом. 24,2% считают, что крещенские купания — это возможность очиститься от грехов, 17,2% посчитали, что это вероятность «подорвать» здоровье, 25,3% думают, что это просто экстремальное времяпрепровождение, а наибольшее число голосов собрал вариант, что ныряние в иордань — просто дань старинной традиции.

Смотрите также