Судьба рынка на Карла Маркса была предрешена ещё 3 года назад
- Замечательно! Рады, что хоть кто-то с К. Маркса место себе нашёл. Хотя… Не все нашли… Большинство не нашли. Я сама работала на К. Маркса. Большинство себе мест не нашли, а те, кто нашёл, вынуждены были, в основном, закрывать дело – ну, нерентабельно было. В том числе и здесь, на Центральном рынке…
- Конкуренции со стороны этого торгового центра не боитесь?
- Не-а. У людей – наших потенциальных покупателей – стереотип такой, что они боятся торгового центра, им рынок нужен. Тем более что в этом центре всего один отдел джинсовый, и цены там повыше – из-за арендной платы. Так что…
Людмила Никитина раньше торговала джинсовой одеждой на рынке на К. Маркса. После ликвидации рынка она была вынуждена искать себе место на другом рынке. Клочок торгового места нашёлся – на краю Центрального рынка. Благо, что у входа на базар, а то выручки совсем никакой не было бы – сетует предприниматель.
В субботу на ул. К. Маркса, 53 открылся новый торговый центр под символическим названием «Времена года» - «место, где каждый из нас сможет найти для себя что-то особенное, то, что будет радовать не только нас, но и наших близких» - так рекламировал центр ведущий торжественного открытия. В общем-то, никакого уникального товара в этом центре я не обнаружил – в нем торгуют тем же, чем и на рынке. Товары – того же качества, пока почти по той же цене, и торгуют им 50 предпринимателей с ликвидированного рынка на К. Маркса (из почти 400 предпринимателей).
Естественно, не обошлось без разрезания красной ленты – её под жиденькие аплодисменты десятка человек и участников шоу-программы разрезали победитель в войне с рынками новый директор департамента недвижимости Вячеслав Черноус и один из учредителей Валерий Хромов. Черноус был настроен решительно: «Все мы знали, что центр готовится к декабрю только, но был приложен максимум усилий для того, чтобы этот прекрасный торговый дом, в котором обеспечены комфортные условия не только для покупателей, но и для предпринимателей, был готов уже в это тёплое время. Надеюсь, этот торговый дом станет первой ласточкой и обеспечит томичей и предпринимателей вот такими удобными помещениями, где можно выбрать себе покупку». Последними словами Вячеслав Михайлович дал понять: война с рынками продолжится до победного конца. Кто будет победитель? Сами знаете.
А вот учредитель Валерий Хромов в приватной беседе рассказал мне странные вещи: «Центр строился год и 7 месяцев. Проектирование было ещё около года. Он тогда и предполагался для них (предпринимателей с рынка на К. Маркса – прим. автора). Мы понимали, что время палаточной торговли уходит, поэтому мы расселили жильцов дома, который здесь стоял, снесли дом, выкупили у мэрии землю. И спроектировали то, что вы видите сейчас. Оно и было для этого предназначено. Да, мы уже тогда – 2-3 года назад – знали всё это…Теперь новый закон с 2010 года вообще запрещает уличную торговлю». Теперь-то – да, а вот 3 года назад речь о ликвидации рынков ну никак не шла! Интересные вещи получаются…
Итак, что мы имеем? 4-хэтажный торговый центр «Времена года», с общей площадью 2200 кв. метров. Средняя стоимость аренды 1 кв. м. для предпринимателей – около тысячи рублей в месяц. Правда, как пояснил всё тот же Хромов, эта цифра не окончательная. В центре можно найти почти всё, что продаётся на рынке, только «в более комфортных условиях и в любое время года» и по более высокой цене.
Центр пока устраивает тех предпринимателей с рынка на К. Маркса, кто смог в него переехать. В их числе – Лидия Ивановна – правда, говорит она слишком осторожно и многое умалчивает: «На рынке холодно, здесь тепло. Здесь места больше, там у нас палатка была. Вот только не знаю, как тут проходимость будет. На рынке у нас она побольше была… А арендная плата… да нормальная…».
Менее осторожен в высказываниях был предприниматель Виктор Быков: «Проблема трудоустройства предпринимателей с рынка на К. Маркса не решена была. Меры ликвидации рынка были жёсткие – убрать, и всё. Некоторым места предоставили. Но место на рынке и место здесь – две разные вещи. За счёт аренды, за счёт коммунальных платежей, закупа торгового оборудования, прочих затрат. Цены я здесь, в своём салоне (достаёт визитку, гордо протягивает её мне; на визитке написано «Julia Botti, Shoes&Accessorizes: Обувь от ведущих дизайнеров России и Италии (!)…» - прим. автора)» буду ставить на порядок дороже, потому что мне надо оправдать расходы. На рынке я мог сделать цены для покупателя более приемлемыми. Будем надеяться, что мы и здесь найдём покупателя, который будет доплачивать за комфорт…»
Так что знайте: за брендами нужно идти в торговые центры. И не важно, что ими там торгует вчерашний предприниматель с рынка.
Ну а следующий на очереди – Плехановский и Дзержинский рынки…