Томские ассистенты московского бизнеса
В нашем городе регулярно проводятся различные конкурсы и смотры бизнес-идей, направленные на развитие молодежного предпринимательства. С помощью подобных мероприятий власти и крупные компании пытаются простимулировать молодых томичей на открытие собственного дела, стартовый капитал для которого организаторы предоставляют «в обмен» на интересный и главное — жизнеспособный проект. Одной из таких предпринимательских акций, проходящих в Томске, является конкурс идей «Перспектива». Как оказалось, для того, чтобы победить в нем, совсем не обязательно представлять бизнес-план, жестко географически «привязанный» к местному рынку. Иначе не добился бы победы Евгений Дьяченко со своим, ни о чем, на первый взгляд, не говорящим, проектом «Удаленные ассистенты».
Зная Женю как доцента ТГУ и кандидата физико-математических наук, я была уверена, что его идея так или иначе связана с компьютерным направлением. Ну, или хотя бы с милой сердцу нашего героя физикой. Но проект, созданный им вместе с двумя друзьями — Максимом Водневым и Сашей Гуляевой — оказался неожиданно далек от моих предположений.
— Эту идею довольно давно придумали в США: деловым людям зачастую требуется помощь ассистентов, ведь времени на решение мелких текущих задач хватает не всегда. Американцы используют в качестве таких помощников индусов. Один из государственных языков Индии — английский, то есть проблем в общении не возникает, а платить гражданам этой страны можно в разы меньше, — начинает объяснять Евгений. — В то же время, 90 процентов работы секретаря выполняется по телефону или через Интернет. Поэтому ассистент может трудиться и удаленно. Вот в нашем проекте реализуется та же схема: только мы из Томска выполняем работу для столицы.
Заработная плата в Москве гораздо выше томской, так что москвичам выгоднее воспользоваться услугами компании из провинции, чем принимать человека в штат. Ассистент из Томска выполняет любую работу секретаря: ищет необходимую информацию, договаривается с нужными людьми, отвечает на звонки. Вот пример: один из заказов заключался в том, чтобы оформить бонусную карту. Секретарь из Томска нашел нужную услугу в столице, заказал карту и оформил доставку. И тут раздается звонок:
— Звонит курьер и спрашивает: как пройти к зданию? В Москве, естественно, — рассказывает Евгений. — И наш сотрудник, открыв Google-map, консультирует клиента по телефону. Вот буквально: поверните направо, обойдите кусты, зайдите в большое здание. Курьер даже не догадался, что им руководят из Сибири.
У «Удаленных ассистентов» есть московский номер телефона, так что фактически томская прописка клиентов не волнует. Правда, усмехается Евгений, иногда москвичам приходится доказывать, что в Сибири есть Интернет. И иногда разъяснять основной плюс такого сотрудничества — значительную финансовую выгоду.
— Если в Москве принимать на работу адекватного сотрудника, то ему нужно платить около 40 тысяч рублей, а вместе со всеми налогами выйдет и вовсе 60. Плюс нужно оборудовать рабочее место, заплатить кадровому агентству за подбор персонала, — подсчитывает Евгений Дьяченко. — А наши услуги, в расчете на месяц работы одного сотрудника, клиенту обходятся в два раза дешевле.
Если же говорить об экономической ценности и успешности проекта в целом, то, как главный и самый показательный момент, нужно отметить то, что всего через полгода после открытия «Удаленные ассистенты» сработали в «плюс». В июне, когда «ассистенты» сделали «первый шаг» в бизнес, в штате компании состояло два сотрудника, а сейчас «на Москву» работают уже четыре секретаря из Томска, которые трудятся в две смены. Все они — люди с высшим образованием. Для учредителей этот пункт резюме соискателей был моментом принципиальным.
— Мне важно проверить интеллектуальный уровень соискателей, поэтому я для начала задавал им самый простой вопрос: «Назовите несколько столиц стран Европы». Ведь есть клиенты, для которых мы делаем звонки в другие государства, и надо хотя бы представлять, как мир устроен, — делится Евгений опытом HR. — Из самых ужасных ответов, которые мне выдавали — Сан-Франциско и Швейцария. Некоторые просто молчат и не могут ответить ничего. А вы еще спрашиваете зачем такой вопрос!
Проверяется на собеседовании и умение человека писать грамотные письма. Здесь уже, как показывает практика, даже «вышка» не всегда помогает. Если уж человеку «не дано», то и фраза «я пишу вам по поводу отчета по поводу вашего заказа» его не смутит. И такие соискатели действительно попадаются, вот только на работу их, само собой, не берут. Тем более, что именно секретари-ассистенты общаются с заказчиками, среди которых попадаются очень непростые в общении люди. И с очень разными просьбами.
— Был такой заказ: клиент сказал, что позвонит нам в определенное время и продиктует текст на английском языке. Мы должны записать его и в течение часа отправить ему в текстовом виде, — вспоминает Женя. — Так и произошло: ассистент принял звонок, записал все, чуть отредактировал текст и отправил. Потом оказалось, что это было журналистское интервью.
Или вот одна из первых клиенток: она просила узнать, кто в мире производит специальные крышечки для бутылок с особым типом защелки. А после получения результатов прислала и второй заказ — теперь ее интересовало производство самих бутылочек. Получив от томского ассистента своеобразный анализ рынка, она стала размышлять: а стоит ли ей начинать такой бизнес? Ведь оказалось, что и с бутылками, и крышечками к ним в мире дело обстоит сложно.
Отчет для клиента «Удаленные ассистенты» представляют в двух видах: первый — аналитический, включающий в себя конкретную информацию по заказу. Второй — временной: в компании используют специальный электронный органайзер, куда записывается все затраченное на работу время.
— Процесс «отписывания» в органайзере много времени не занимает, — отвечает Евгений на напрашивающийся вопрос. — Оплата труда ассистента почасовая, так что такой отчет обязателен. Запись может выглядеть, например, так: «сделал звонок — получил такую-то информацию, потратил пять минут» или «просмотрел 10 сайтов — нужной информации не нашел, потратил 20 минут».
Проект «Удаленные ассистенты» — не единственное дело компании Евгения и его товарищей, но именно его было решено подать на конкурс молодежных бизнес-идей «Перспектива». Ребята не прогадали: эксперты из жюри поддержали идею, и область выделила 400 тысяч рублей на дальнейшее развитие проекта.
А учредители решили: раз уж этот бизнес успел «встать на ноги», окрепнуть и начать работать по-настоящему без особых временных затрат — пора придумать новый. И придумали довольно перспективный, на мой взгляд, проект в области рекламных услуг. Думается, что и это дело Евгению со товарищи удастся, ведь главное — не бояться сделать первый шаг.