28 ноября, четверг
-4°$ 108,01
Прочтений: 3527

Томская легенда останется легендой или История о том, как томская епархия и судмедэксперты старца не поделили

Часовня над могилой старца Федора Кузьмича
Часовня над могилой старца Федора Кузьмича
Фото: с сайта tomsk-oboi.narod.ru

- Бред сивой кобылы эта экспертиза. На фиг вообще это надо? Я сам медик по профессии, знаю, как эти экспертизы…

Послушник Богородице-Алексеевского мужского монастыря Николай скривился от одной только мысли о том, что судмедэксперты собираются идентифицировать мощи святого старца Феодора Кузьмича. Того самого, который, по легенде, жил в Томске в середине XIX столетия под этим именем, а на самом деле был императором Александром I. Он добровольно отошёл от трона, имитировал свою смерть в Таганроге 19 ноября 1825 г. и пустился странствовать с посохом по России, чтобы замолить грехи. Опять же по легенде, Александр I совершил путешествие ко Гробу Господню в Иерусалиме, в 1836 году появился в Сибири, куда его отправили в ссылку. Первые пять лет ссылки Феодор Кузьмич прожил в селе Зерцалы близ Томска, затем переехал в келью в станице Белоярская, а в 1858 году по приглашению купца Хромова прибыл в Томск, где и скончался 20 января 1864г.

Хорошая легенда, интересная, нужная и выгодная для Томска. На имидж города, так сказать, работает. Почти бренд, выражаясь современным языком, символ Томска. Православная церковь канонизировала старца ещё в 1984 г. (накануне 1000-летия Крещения Руси) независимо от его происхождения – он стал Феодором Томским. Его мощи хранятся в храме того самого Богородице-Алексеевского монастыря. Поклониться мощам великого старца приезжают паломники со всего мира.

К легенде о старце обращались великие умы России: философы Владимир Соловьёв и Николай Бердяев, историки Великий Князь Николай Михайлович Романов и Николай Шильдер, писатели Лев Толстой и Дмитрий Мережковский. Сам Николай II посещал зимнюю келью и могилу старца во время своего пребывания в Томске в 1891г. О Томске как о месте, где находятся останки императора, говорят нынешние представители династии Романовых.

И вот теперь эта идиллия может легко рухнуть: воодушевлённые успешным окончанием идентификации останков расстрелянной царской семьи, московские судмедэксперты заговорили о мощах Феодора Кузьмича. Эксперты готовы исследовать останки старца – заявил ещё 26 июня этого года во время визита в Томск заведующий отделом идентификации личности Российского центра судебно-медицинской экспертизы Виктор Звягин.

В. Звягин: «Я знаком с этой историей. Но впервые узнал, что его мощи были обретены в Томске в начале прошлого века и находятся в одном из соборов города. Для того, чтобы их посмотреть, нужно получить благословение томского архиепископа. Получу я его или нет, не знаю, это не от меня зависит. Но если томичам будет это интересно, и если они захотят, чтобы я приехал в Томск, решайте, и я с удовольствием это сделаю».

Чтобы идентифицировать останки (или мощи) старца Феодора Кузьмича, нужно проводить их генетическую экспертизу – говорит руководитель областного Бюро судебной медицинской экспертизы Сергей Клевно. Однако для этого нужно обращение Церкви к судмедэкспертам или другим экспертным организациям: «Без этого мы не можем начать работу над останками по идентификации. Экспертиза сложная, если инициатива владыки будет – нужно обращаться в Москву, к Виктору Звягину – он самый большой специалист по идентификации в России. Он и руководитель управления Владимир Клевно работали над идентификацией Ушакова, Гитлера, царской семьи…».

Но даже если архиепископ томский и асиновский Ростислав всё же обратится с просьбой об идентификации мощей старца к экспертам и те согласятся, сложностей не избежать – возникнут проблемы с разрешительной документацией. Нужно согласие ближайших родственников Александра I (по нисходящей линии) – а они все находятся за границей.

Ещё один момент: для генетической экспертизы нужны образцы ДНК ближайших родственников императора, например, его братьев. Однако их останки покоятся в Петропавловском соборе в Петербурге. Получить разрешение на вскрытие усыпальниц царей будет, пожалуй, даже сложнее, чем добиться разрешения на идентификацию останков Александра I от его «заграничных родственников-современников».

Томские краеведы неоднозначно относятся к идее об идентификации святого старца. Яростный противник любого вмешательства в легенду – краевед Геннадий Скворцов: «То всё век отрицаний, век сомнений. Всё мы пытаемся разузнать, да Бога в телескоп разглядеть. Для этих искателей тайн неважно, святой он там или нет. Для них важен аспект сугубо материалистический. Хотят закрыть эту страницу истории, поставить её на полку – и забыть. Да и эти учёные за славой, за земной славой гонятся»

Не верит Геннадий Скворцов в современную медицину – считает, что судмедэксперты не совсем компетентны в этом вопросе. Кроме того, он предостерёг их от прикосновения к мощам старца – известны случаи, когда учёные и их семьи либо сильно заболевали, либо вообще умирали сразу же после того, как они прикасались к останкам святых людей.

Краевед ссылается и на то, что среди потомков династии Романовых смерть Александра I в Томске под видом старца Феодора Кузьмича – принятый факт. Об этом говорила и считающая себя правопреемницей русского трона Великая Княгиня Мария Владимировна, когда приезжала в Томск в 1993г.: «Мы в Томск-то приехали, потому что здесь находятся кости нашего предка, императора Александра».

Кроме того, Геннадий Скворцов боится, что в случае, если легенда не подтвердится, Томск потеряет одну из самых известных своих легенд.

Иного мнения придерживается Людмила Тимофеева, замдиректора областного краеведческого музея: «Нужно избежать, в конце концов, многочисленных гипотез. Они ведь часто притянуты за уши. Мне гораздо ближе научная методика, чем слепая вера. Я – за экспертизу. Опасность только одна: насколько она будет достоверна». Людмила Тимофеева также не разделяет опасений своего коллеги Геннадия Скворцова о развенчивании мифа: «Это имя – имя Александра I - не было брендом. Легенда в любом случае останется. И вера в мощи старца – тоже. Церковь, я считаю, давно должна была уже обратиться к экспертам, чтобы исключить любые толки и неопределённости».

Итак, последнее слово остаётся за томской епархией и лично архиепископом томским и асиновским Ростиславом. С ним мне поговорить не удалось. Его слова мне передал референт епархиального управления, отец Виктор: «Дело в том, что в настоящее время в епархию никто из представителей экспертных служб не обращался с предложением провести экспертизу. Вот когда начнутся реальные разговоры с представителями этих служб, вот тогда мы и дадим чёткий ответ». Вот так. Замкнутый круг получается, господа? Судмедэксперты говорят, что с инициативой должна выступить Церковь. Священники «передвигают стрелы» на экспертов. Получается, что тайну старца мы с вами никогда так и не узнаем. Если, конечно, не найдётся группа активистов, которые захотели бы с головой окунуться в этот вопрос и намекнуть и тем, и другим, что, дескать, было бы неплохо положить конец спорам…

Но, в любом случае, без разрешения архиепископа Ростислава никак не обойтись. И, кстати, не факт, что если найдутся активисты или эксперты сами обратятся к Церкви, будет дан положительный ответ. Вот что сказал в завершение нашего разговора отец Виктор: «Для нас, прежде всего, важно не то, кем был старец Феодор, а то, кем стал. Это святой человек. А вот кем он был в прошлой жизни, до того, как он стал на подвиг отшельничества, это сильно принципиального характера не имеет»…

Смотрите также