24 ноября, воскресенье
-5°$ 102,58
Прочтений: 5478

Нежданный подарок Томску к юбилею: как на стенах больницы появились надписи из солдатского устава?

Уникальные надписи обнаружили на стенах томской поликлиники №1 — выдержки солдатского устава 1912 года. Рассказываем, откуда они взялись

Нежданный подарок Томску к юбилею: как на стенах больницы появились надписи из солдатского устава?
Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

При снятии штукатурки во время капитального ремонта Михайловской больницы (поликлиника №1 на проспекте Ленина, 51) найдены надписи на стене. Судя по всему, они относятся ко времени постройки здания, это 1915—1917 годы. Надписи идентифицированы — это отрывок из «Краткого устава для солдат» 1912 года.

Что это за устав, как его отрывок мог оказаться на стене больницы и почему она Михайловская? Об этом и поговорим.

В Российской Императорской армии в 1912 году существовало три устава: Устав полевой службы, Строевой устав конницы и Полевой устав для унтер-офицера. Все они были выпущены в один год и представляли собой переработку предыдущих уставов с учетом печального опыта Русско-Японской войны (1904—1905).

«Краткий устав для солдат» — это сокращенное издание Устава полевой службы, в той части, которая касается службы нижних чинов. На стене больницы оказался отрывок из раздела «Строевая служба. Обязанности рядового в рассыпном бою».

Но почему эти надписи оказались в поликлинике? Ответ кроется в истории Михайловской больницы.

В 1912 году вдова томского купца 1-й гильдии, трижды Городского головы, Почетного гражданина Томска Петра Михайлова (о нем и его наследии в Томске я писал вот здесь) — Алевтина Михайлова — по завещанию мужа пожертвовала земельный участок на углу улиц Садовой и Ярлыковской (сегодня это Ленина — Карташова) стоимостью 20 тысяч рублей и 100 тысяч рублей капитала на строительство детской больницы, «которая бы имела красивый фасад и садик для отдыха больных детей». Был выбран проект омского архитектора А. Линецкого, детальную разработку эскизного плана осуществил городской архитектор Томска П. Федоровский.

6 мая 1915 года произошла торжественная закладка здания больницы. Осенью того же года в Городскую думу было доложено, что здание почти готово, осталась только внутренняя отделка и отделка фасада. Летом Алевтина Михайлова умерла, ее похоронили рядом с мужем во дворе Троицкого собора. Над могилами поставили часовню.

В 1916 году здание было практически закончено, оставалось отделать фасад. Но к этому так и не приступили. Зато вместо детской больницы здесь разместился 32-й сибирский стрелковый запасной полк. Это и понятно, шла Первая мировая война. Отсюда и надписи. Вероятно, чтобы солдаты всегда видели перед собой текст устава.

После установления советской власти в здании больницы располагались также казармы, потом советские учреждения. С начала 1930-х история здания была уже сугубо медицинской. 23 сентября 1931 года на заседании секции здравоохранения горисполкома приняли решение организовать Единый диспансер: то есть создать здравпункты на крупных промышленных предприятиях и открыть центральное лечебное учреждение. Состоялось это открытие 30 октября 1931 года в здании бывшей Михайловской больницы. В середине 30-х Единый диспансер переименовали в Центральную поликлинику.

До середины 1940-х годов Центральная поликлиника обслуживала практически весь город и пригородные районы. Позже, когда в городе открылись другие поликлиники, центральная получила порядковый номер «один».

В послевоенные годы поликлиника №1 оставалась самой крупной в городе. Она обслуживала весь Кировский район и шесть-семь сельских районов области. Ежедневно в ее лечебных кабинетах и отделениях получали помощь до двух тысяч пациентов.

В прошлом году после долгих поисков подрядчика в Михайловской больнице начали капитальный ремонт, первый за более чем столетнюю историю. И благодаря этому ремонту удалось обнаружить новый объект культурного наследия — эти надписи. То, что мы увидели сегодня, не конец. Рабочие еще не закончили снимать старую штукатурку, значит, находка может стать еще больше. Это замечательный подарок нашему городу в год его 420-летия.

Очень надеюсь, что комитет по охране культурного наследия сделает все правильно: надпись сохранится и будет долгие годы важным свидетелем небольшого, но такого интересного эпизода большой истории Томска.

Смотрите также

Комментарии