Рассказы по дереву: как томичка сохраняет историю Томска, делая окна-магниты
Сувенирно-кружевная история о любви к городу
— Когда проходишь мимо деревянного дома, то вольно-невольно обращаешь внимание на окна — какие шторы висят, какой букет на подоконнике стоит, какой рассадой все заставлено... Можно заглянуть в окно и узнать о жизни дома, а можно посмотреть из окна и увидеть мир. Говорят, глаза — зеркало души. А что такое окно? Это око дома. И окна — своеобразное проявление души дома и души его хозяина.
Искусно, технично, с душой
Сочный рябиновый куст у стены, рыжий кот калачиком на лавке, а в резном окошке — свет домашнего уюта. Все сувениры томички Ольги Саранских расписаны вручную: и миниатюрные брошки, и ажурные окна-магниты, и большие ключницы.
— Я кладу несколько слоев краски — хочется создать эффект разных оттенков. Особенно он заметен на краях, где нижний слой проглядывает через верхний, видите? Будто старое окно, «живое», которое много раз перекрашивали, — рассказывает томичка, неспешно покрывая деревянную заготовку зеленым и желтым акрилом.
Каждое окно начинается с деревянных заготовок — их у нее огромное количество. Детали по ее макету вырезают мастера лазерной резкой, а деревянные кружева для окошек отрисовывают в специальной компьютерной программе. Есть две основные заготовки: на одной она рисует сюжет, а вторую расписывает после. Затем прорисовывает мелкие детали, надпись, работает с цветом. Деталь к детали — все части собираются многослойным пазлом в резное деревянное окошко с сюжетным рисунком внутри.
До этого Ольга долгое время занималась декупажем и другими декоративными техниками, проводила мастер-классы и ярмарки. Пару лет назад ушла в третий декрет и отошла от творческих дел. И тут из магазина, с которым она сотрудничала, поступило техническое задание — сделать какой-нибудь сувенир.
— Душа не лежала абсолютно к сувенирной продукции. Но в какой-то момент я увлеклась рисованием домиков и нарисовала томское окно — просто так захотелось. Потом университет нарисовала. Во-первых, мне понравилось. Во-вторых, их как-то очень быстро купили. И потом, знаете, как озарение: я будто увидела сувенир-окно, вырезанное, залитое эпоксидной смолой... И мне так хотелось его сделать! Ну и все: идея пришла — я обратилась к своим мастерам, и мне вырезали окна.
Поначалу на одно окно — от идеи до воплощения — мог уйти целый день, вспоминает она. Сейчас с одним небольшим сувениром она может справиться за час-полтора, а при больших заказах работает с несколькими окнами одновременно.
Первые окна-магниты были простые, без резьбы, а в сюжете художница старалась передать атмосферу города, его старых улиц и деревянных домов с простыми занавесками на окнах и всякой всячиной на подоконниках. Потом обратила внимание на наличники и задумалась: почему именно такие завитушки, что они обозначают? Может, есть в этом какая-то история и смысл?
— Я стала читать, искать информацию — мне стало очень интересно, что за всем этим скрывается. Оказалось, деревянные узоры на окнах выполняли обережную роль и передавали информацию, которая была в то время. Так мое творчество постепенно стало не просто «историей за окном» — оно переросло в изучение истории города.
Рассказы по дереву
— Я выбираю сюжеты, которые радуют глаз. Часто идешь, смотришь на потухшее окно, на котором уже краска осыпается и шторки хочется обновить... Мне хочется показать, что там есть свет, уют и тепло, что жизнь в нем продолжается.
— Есть ли томские дома, которые вы воспроизводили в точности?
— У меня так интересно вышло, что сначала я рисовала сюжеты, а потом гуляла, обращала внимание на окна и вдруг стала находить в них те истории, которые я уже изобразила. Как это произошло? Думаю, сначала я все-таки насмотрелась и неосознанно зафиксировала для себя какие-то моменты, а потом начала их воспроизводить. Какая-то подсознательная память сработала.
Летом в ее окошках лето, а зимой — зима. Говорит, это ее фишка, своеобразная сонастройка с временами года, с природой. Самые большие сувениры Ольги — деревянные ключницы. Самые маленькие — окна-брошки — всего 6 сантиметров в длину. Берут их в основном осенью: такая брошь не для летнего платья, а вот на пальто или шарф — самое то, объясняет она.
— А самый необычный заказ, который вас удивил?
— Необычный? (задумалась) Меня попросили нарисовать окно с собачкой: женщина заказала для себя окно-ключницу, на котором — ее любимая собачка, в платьишке, с бантиком. Обычно просят кошечек или просто окно, которое впишется в интерьер, а тут нужно было запечатлеть любимого питомца на память. Я делала с фотографии — все получилось, заказчица осталась довольна. И был еще один необычный запрос: женщина попросила провести для нее мастер-класс и помочь ей нарисовать окно в счастливую жизнь. Получились цветы, летний луг — ранее летнее настроение. Сам запрос был очень интересен, конечно.
Идею сюжета, как правило, подает заказчик, но последнее слово — за художницей. Не всегда удается достичь взаимопонимания, говорит она, вспоминая, как однажды пришлось отказаться от технически сложного заказа на большое количество окон-сувениров для клиентов крупной компании.
— Заказ оказался таким… нестандартным, скажем так. Нужно было, чтобы окно было старое и при этом современное. И мы не достигли понимания, как это может выглядеть. Есть художники, которые могут нарисовать все что угодно – главное, чтобы было обозначено техзадание. Я рисую более интуитивно, и у меня есть определенный стиль, в котором я работаю. Что-то интересное, необычное – оно будет все равно сделано в моем стиле. И здесь исходим из того, устраивает ли это заказчика.
Томск на память
Томичам, живущим за границей, друзья высылают на память кружевные сувениры томички, а резные окна-магниты с надписью «Томск» особенно по душе гостям города. Бывает, Ольгу просят сделать по фотографии конкретный дом с окнами. А иногда она каким-то чудным образом угадывает запросы людей. Вспоминает, что однажды нарисовала окно, и одна девушка увидела его: «О, это же окно из моего дома — в точности такое!» В другой раз рисовала вечером несколько окон с определенным сюжетом — на следующий день ей написали в Инстаграм, что хотели заказать окно как раз с такой историей.
— Ваша профессия как-то связана с историей, искусством?
— Нет, совсем нет (смеется). Я математик по образованию, кандидат физико-математических наук. У меня художественная школа за плечами — это было еще в детстве. Мне очень нравится рисовать — это на уровне хобби, которое во время одного из декретов переросло в занятие декупажем, в проведение мастер-классов и в прочие интересные вещи, а сейчас обрело вот такую форму.
Я сама не из Томска, приехала учиться сюда в ТГУ из Восточного Казахстана и жила, получается, на улице Советской в общежитии. Там дальше на Кузнецова поднимаешься, Горсад, Буфф-сад — вот этот райончик, где много домов с зодчеством сохранилось. Они в достаточно хорошем состоянии, за ними следят. В моем городе, где я родилась и жила, такого не было — он по нашим меркам молодой город, в котором шахты, горняки… И там архитектура простая — просто дома и окна, простые наличники и украшения. А здесь, в Томске, много того, что может произвести впечатление. Я думаю, что еще тогда я влюбилась в них, но воспроизвела только сейчас в своих работах.
— Как думаете, почему сохранению исторического Томска не уделяется должного внимания?
— Интересный вопрос. По какой-то причине нет в этом заинтересованности. Возможно, здесь какие-то финансовые интересы. Сложно рассуждать. Я всецело поддерживаю сохранение исторического наследия, и если можно было бы сделать какой-то вклад... Хотя, по большому счету, я его делаю — сохраняю в своих работах частицу истории города, энергетическую память о каких-то местах. Эти окна — наше прошлое, история, которую следует помнить, и наш опыт, который мы можем передать детям. Это особое настроение, которое есть у каждого города, особенно в старых домах, которые пока еще сохранились.