26 ноября, вторник
-6°$ 103,79
Прочтений: 4451

Осторожно, научпоп

Популяризатор науки и видеоблогер Артур Шарифов о любви к математике и всеобщем просвещении

Осторожно, научпоп
Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Спрос на научно-популярный контент в России с каждым годом растет. Почти все известные в русскоязычном YouTube каналы с научпопом появились на свет около пяти лет назад. Контент у них совершенно разный, но цель сводится к одному — просвещать и одновременно развлекать.

***

— Такое изобилие научпопа — это, конечно, следствие общественного запроса. Потому что, если бы появились каналы, но не было бы запроса на контент, их бы просто никто не смотрел, — считает популяризатор науки и видеоблогер Артур Шарифов. — Кроме того, была волна появления научпоп-каналов на Западе. Обычно в Россию это все приходит лет через пять. Думаю, это такой логичный путь перенятия трендов Запада.

В свои 24-е у Артура более миллиона подписчиков на YouTube. На свой канал он выкладывает познавательные видеоролики на различные темы, а также сотрудничает с другими научпоп-каналами.

Недавно Артур приезжал в Томск с лекцией о том, как виртуальная реальность влияет на сознание человека. По его словам, аудитория в Томске «принимает хорошо».

Первые шаги в популяризации науки Артур сделал года четыре назад. До этого, еще учась в университете, начал заниматься репетиторством: помогал с математикой студентам младших курсов и школьникам, которым нужно было сдавать ЕГЭ. Ролики о подготовке к госэкзамену по математике стали первыми на канале. При этом любовь к естественным наукам у Артура появилась только во время учебы в университете.

— Я считал себя гуманитарием до мозга костей, а родители меня убедили поступать на математику (Артур учился на Факультете вычислительной математики и кибернетики МГУ — прим.ред.). Первый курс прошел тяжело, а на втором появился очень крутой преподаватель по математическому анализу, после которого я прямо влюбился в математику. Он буквально раскрыл всю ее красоту: как складывается мир, описывается, как на этом базируются остальные науки. Так что — все случилось внезапно.

Артур признается, что до университета у него был интерес к эзотерике. Но с появлением математики все как отбило.

— Появился рациональный взгляд на мир, перестал верить в какие-то бездоказательные вещи. Отказ от этого всего начался вместе с учебой в университете. Потом из вуза я ушел, в том числе потому, что не было возможности платить за учебу. В это же время началось развитие моего YouTube-канала.

За год существования канала ролики о подготовке к ЕГЭ стали очень популярными среди школьников и студентов — начали набирать тысячи просмотров. В октябре 2015 года Артур выложил отличающийся от предыдущего контента ролик под названием «Почему нельзя делить на ноль?».

«Один из немногих фактов, который смущает практически всех в математике: на ноль делить нельзя. Ложь».

— Мне хотелось попробовать что-то новое, — объясняет Артур свой ролик. — Бывали ситуации, когда на уроках я говорил, что в знаменателе не может появиться ноль. Мне говорили: «Ну, ты нормально объясни — почему?». Я решил сделать об этом видео. Это случилось спонтанно.

Однако именно с этого ролика все и началось. Видео Артур отправил на конкурс научпоп-канала QWERTY.

— Он был странный и снят ужасно, но я решил его отправить и победил. QWERTY взяла меня в команду. Меня обучили: как нужно делать научпоп, собирать материал, проверять его. Четыре ролика я сделал для канала, а потом мы немного не сошлись во взглядах, и я ушел. Но эта работа мне понравилась, я стал делать такие же видео на свой канал.

Дальше кажется, что ты становишься более опытным, но со временем становится только сложнее: чем больше подписчиков, тем больше ответственность перед аудиторией за то, что ты говоришь. Надо более внимательнее относиться ко всем материалам, обязательно — скептически. По многим областях, о которых я рассказывают, я — не эксперт, поэтому это дается особенно тяжело.

— Сколько времени уходит на подготовку ролика?

— В идеале, по моему распорядку, должно уходить две недели. Но обычно — не меньше месяца, — поясняет Шарифов. — То есть сценарий — недели три. Именно его разработка, начиная с поиска материала, проверки фактов, написание сценария. Потом его нужно показать экспертам, которые по теме, о чем будет ролик, смогут что-нибудь подсказать. Продакшн — это, как правило, пять-семь дней. Но сценарий может занять и больше времени. Например, работу над следующим роликом я начал еще в августе. Будет тема, с который я выступал на лекции в Томске — про мозг и виртуальную реальность.

У меня есть команда: оператор, монтажер; графику рисуют. Сценарий я пишу всегда сам. Самое главное — вопрос вдохновения. Часто бывает, когда начинаешь работу, совершенно не знаешь, откуда брать идеи. Или — когда есть материал — как это завернуть, чтобы было красиво. У меня — высокая требовательность к себе. Потому что почти все, что я пишу кажется... парашей (смеется). Часто интересные мысли приходят, но моментами они кажутся плохими. Творческие переживания — то, с чем приходится больше всего бороться.

— Как появляется тема для нового ролика?

— Есть большой запас. Я стараюсь придерживаться идеи, что, если я хочу делать хорошо, нужно делать так, чтобы нравилось самому. То есть я беру темы, которые меня по какой-то причине заинтересовали в данный момент. Я читаю много научпопа, смотрю фильмы, книги — уже больше из интереса, как об этом можно круто рассказать. Нахожу штуку, за которою можно зацепиться, продумываю примерный сюжет, пытаюсь найти дополнительную информацию, чтобы это было что-то новенькое, новая комбинация, а не пересказ уже имеющейся информации. Сделать так, как до тебя не подавали.

— Зрители ловят на ошибках?

— Да, регулярно. Когда я начинал, было много косяков. После начал обращаться к экспертам, ошибок стало меньше. Когда я сам вижу, что есть какой-то косяк, вывожу его в топ-комментариев в ролике.

По словам Артура, основной костяк зрителей его канала — это школьники старших классов и студенты. Есть на YouTube научпоп-каналы с более взрослой аудиторией (30-40 лет), например SciOne, где у Артура так же выходят ролики.

— Бывает, что люди пишут и интересуются, хотят заниматься научпопом. С SciOne мы устраивали школу научно-популярных блогеров, отбирали ребят и проводили для них мастер-классы. Рассказывали: как правильно себя вести в этой среде.

— Какое будущее у научпопа?

— Судя по тому, что на Западе он не умирает, а только растет, скорее всего, так будет и у нас. А дальше все зависит от того, что будет с самим YouTube, насколько он будет актуален через 10-15 лет, — говорит Артур.

В том, что сугубо развлекательные каналы имеют на YouTube большую популярность, чем тот же научпоп, нет ничего удивительного, считает блогер, так как есть запрос на развлечение.

— Научпоп многие люди смотрят смотрят, чтобы просто провести время, а не с целенаправленным желанием развиваться или узнать что-то новое. Наверное, спрос на общее развлечение будет всегда больше, чем спрос на развлечение с элементами познавательного.

— Что планируешь делать дальше?

— Глобальная миссия — всеобщее просвещение — это, конечно, крутая штука, но измерить это сложно. Даже ту пользу, которую мы сейчас принесли, проведя лекцию в Томске, измерить невозможно. Есть единичные случаи, когда ребята говорят, что пошли заниматься наукой, посмотрев мое видео. Но это единицы.

Сам я хочу в этой стезе развиваться, может, пойду учиться на научного журналиста, может, попробую заняться документальными фильмами на тему науки. Но YouTube я не оставлю.

***

Организацией IT-лектория в Томске, где выступил Шарифов, занималась школа «Постоянная Планка» в партнерстве с политехническим университетом. Кроме Артура, там также выступили QA-инженер компании Rubius Лидия Чувилева (рассказала про QA-тестирование); ведущий программист ТПУ Максим Губин (Big Data); Data-аналитик Центра финансовых технологий Борис Пякилля (нейросети и их применение) и педагог детского технопарка «Кванториум» Артем Осинцев (интернет вещей).

По словам основателя «Постоянной Планка» Романа Лааса, в Томск научно-популярные мероприятия приходят активно, но, к сожалению, здесь и умирают. В качестве примера он привел образовательный проект «Курилка Гутенберга». Пару лет назад в Томске прошло несколько лекций и на этом все. Другая ситуация — в городе постоянно проводятся лекции TED, но об этом мало, кто знает.

— Давно у меня есть потребность реализовываться в этом направлении, пробовал несколько форматов и решил, что оффлайн подходит гораздо лучше. Если есть возможность организовать какой-нибудь лекторий — здорово. Они появляются периодически, — рассказывал Роман. — Два года назад я специально привозил в Томск Асю Казанцеву (российская научная журналистка, популяризатор науки и блогер), было непросто и стоило много нервов. Год назад фонд «Эволюция» привозил в Томск Александра Панчина (популяризатор науки, член комиссии РАН по борьбе с лженаукой), я его буквально поймал за руку, чтобы договориться о лекции. Сейчас я зашел через политех, который согласились выступить генеральным партнером. Думаем сделать еще несколько аналогичных мероприятий.

Планов и идей по организации научно-популярных лекций, по словам Лааса, много.

— Тот же Дмитрий Побединский (популяризатор науки) или Топа (автор канала Utopia Show). С Артуром мы давно обсуждали приезд. Когда встретились в Мурманске на «НеФоруме», решили — что пора. Определились с датами, и я начал искать варианты, как это можно сделать.

Многим, как минимум, будет интересно побывать в Томске, потому что это Сибирь. Основная масса научпоп-тусовки концентрируется в Москве, они работают на YouTube. Этим людям очень нравится, когда есть возможность куда-то приехать с лекциями.

Смотрите также

Комментарии