Огонь по мишеням и работа над психологией: как готовят бойцов томского ОМОНа
Как сотрудники ОМОНа отрабатывают навыки стрельбы и готовятся к военным действиям
ОМОН, или Отряд мобильный особого назначения, — спецподразделение Росгвардии, привлекаемое для обеспечения правопорядка и безопасности, в том числе на массовых акциях и мероприятиях, а также против терроризма. Подразделения ОМОН лучше вооружены по сравнению с обычной полицией, сотрудники отряда проходят специальную подготовку. Нам удалось побывать на одной из тренировок бойцов.
***
Два дня подряд жители Корнилово просыпаются под звуки выстрелов и взрывов гранат. На военном полигоне в окрестностях деревни свои учения проводит томский ОМОН. Его бойцам приходится работать в условиях, приближенных к горячим точкам.
— Для нас это обычная тренировка. Не думайте, что специально для вас устроили, — рассказывает командир томского ОМОНа. — Несмотря на то, что для бойцов учения обыденны, в полях они проводятся редко. На полигон омоновцы выезжают два раза в год. Сборы длятся не дольше пяти дней, но проходят максимально интенсивно. На практике нужно отработать все возможные ситуации, которые могут возникнуть во время боевых действий или при задержании преступников.
Стрелять не прицелившись
Главное место на учениях — стрельбище. Бойцу нужно уметь работать как с пистолетом, так и с автоматом. Также отдельно готовят снайперов и пулеметчиков. Задача каждого омоновца — поразить нужное количество мишеней. На полигоне их несколько видов: металлические, картонные, двигающиеся. Это позволяет командиру каждый раз менять задание, чтобы бойцы не могли привыкнуть к расстановке целей.
— Мишенная обстановка никогда не должна повторяться. Она всегда разная. На брифинге я довожу до бойцов, что у них есть, например, три металлические, две картонные мишени и один «свингер», который активизируется только после попадания в несколько целей. На поражение есть определенное количество припасов. Если мишеней много, то патроны распределяются по нескольким магазинам, чтобы бойцы учились менять их в боевых условиях и скидывать боеприпасы в подсумки, потому что раскидываться снаряжением нельзя, — рассказывает командир.
По его мнению, такая спортивная методика идеально подходит для тренировки спецподразделений. Внутри Росгвардии даже проводят соревнования по тактико-циклической стрельбе, и в них томский ОМОН не на последних ролях. На прошедших соревнованиях среди сибирских подразделений один из бойцов занял второе место.
«На Кавказе без раненых не бывает»
Бойцы ОМОНа не только участвуют в задержаниях или разгоняют несанкционированные митинги. Ежегодно десятки сотрудников отправляются в командировки на Северный Кавказ, где приходится участвовать в реальных боевых действиях. Незаконные террористические формирования можно найти в Дагестане, Ингушетии или Чечне.
— При проведении на Кавказе спецопераций всегда будут убитые или раненые. Боевики тоже хорошо обучены, и у них есть преимущество во внезапности. Мы не можем открывать огонь первыми, потому что в доме могут быть дети или женщины. Часто против нас используют тактику — простреливать щитовых по ногам, — рассказывает командир.
Навык действий в такой ситуации омоновцы отрабатывают на учениях. По легенде одного из заданий, бойцам необходимо обезвредить трех боевиков, забаррикадировавшихся в доме. На подходе к зданию щитового ранит гранатой. Одна часть бойцов занимается эвакуацией пострадавшего, другая прикрывает товарищей.
Начальник ОМОНа рассказывает, что в разных республиках разные условия боевых действий. Если в Чечне спецслужбам зачастую приходится преодолевать высокие каменные заборы, то в Дагестане, более бедной республике, бой может идти на открытом пространстве. Чтобы максимально приблизить учения к реальному столкновению, в омоновцев кидают безосколочные взрывпакеты или стреляют им под ноги.
Другой сценарий боевых действий — нападение на автоколонну. Раньше чеченские партизаны часто минировали дороги и организовывали засады. По легенде учений, боевики подорвали бронемашину. Все выжили, но техника вышла из строя. Задача бойцов — понять, откуда ведется огонь, и рассредоточиться по группам: первая работает на подавление, другая обходит противника со стороны.
«Все эти легенды не вымышленные, а случались на практике. Все это было на Северном Кавказе. Все ошибки там происходили и по объективным, и по субъективным причинам, и в связи с человеческим фактором, и в связи с ошибками командования. Моя задача показать им на учениях все варианты развития событий в максимально приближенных условиях», — говорит руководитель отряда.
Психология — главное
Попасть в ОМОН несложно. Необходимо иметь среднее образование, пройти службу в армии, отличаться хорошим здоровьем и сдать ряд нормативов. При должном таланте и интенсивной работе профессионального бойца готовы подготовить за полтора-два года, отмечает командир.
В томском отряде особого назначения за спиной почти всех сотрудников серьезный опыт. Поблажки делают только молодым бойцам. Им еще предстоит пройти стажировку и первоначальную подготовку. Но главное для молодых — перебороть самого себя.
— Боец может на тренировках выполнять все мои установки, а в боевой обстановке встать в ступор. На учениях я специально создаю вокруг них какие-то шумы, чтобы отвлекать от прицельной стрельбы. Сложно придумать другие способы именно психологической подготовки. Наши учения и так на грани фола, — отмечает командир.